Rambler's Top100
О Центре ОКО
О Центре ОКО Исследования Публикации Новости Пишите нам

Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО был создан в 1994 г. в соответствии с постановлением Президиума РАО на базе лаборатории по оценке общеобразовательной подготовки школьников и ВНИКа "Международная оценка".

Важнейшими задачами Центра являются:

  • разработка научно-методического обеспечения исследований по оценке качества образования;
  • проведение конкретных измерений качества образования;
  • сравнительная оценка качества образования в России с другими странами мира.

Особенностью работы Центра является интеграция усилий специалистов предметных лабораторий института и сотрудников Центра в разработке единых подходов к оценке учебных достижений школьников.

Основные положения подготовленных методических рекомендаций по разработке инструментария, разработанное программное обеспечение экспериментально проверяются при проведении всероссийских и региональных проверок (например, всероссийская проверка по алгебре - 1995 г., проверка подготовки по естественнонаучным предметам в Тульской области - 1997 г., оценка готовности к обучению в школе в Тамбовской области - 2007 г.).

Результаты проводимых исследований совместно с предметными лабораториями используются для корректировки требований образовательных стандартов за курс основной и средней школы.

Коллектив Центра, начиная с 1988 г., ведет исследования по сравнительной оценке общеобразовательной подготовки школьников в рамках исследований, проводимых различными международными организациями: Американской службой педагогического тестирования (1988-1991) - ETS (Educational Testing Service), Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association of Evaluation of Educational Achievements) с 1991 г. и Организацией экономического сотрудничества и развития - OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development) с 1998 г.

Международные сравнительные исследования по оценке качества образования имеют большое научное и практическое значение. Совместно с ведущими специалистами мира разрабатываются методики исследований по проведению кросс-национальных исследований по оценке учебных достижений, по разработке инструментария исследований, по формированию репрезентативной выборки учащихся, по обработке и анализу результатов исследования. На основе результатов исследований готовятся аналитические материалы о состоянии образования в России, формируются банки данных исследования (банк инструментария, банк школ России, банк результатов исследования и др.); разрабатывается программное обеспечение по формированию выборки учащихся, вводу и анализу результатов исследования.

Начиная с 1988 года, специалисты Центра оценки качества образования ИСМО РАО участвовали в проведении в России следующих международных исследований: международного исследования достижений в области образования - IAEP-II (1988-1991), третьего международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (с 1991 г.), международного исследования по иностранным языкам LES (1995-1997), международного исследования по обществоведческому образованию CIVIC (с 1996 г.), второго международного исследования по информационным технологиям в обучении - SITES (1997 - 2007), международной программе по оценке учебных достижений - OECD-PISA (c 1998 г.), международного исследования PIRLS "Изучение качества чтения и понимания текста" (с 2000 г.). Одновременно с международными исследованиями на представительных выборках, формируемых для международных исследований, было проведено две всероссийских проверки по математики в основной и начальной школе. В рамках международных исследований оценивалась подготовка учащихся в отдельных регионах страны (Республика Татарстан - TIMSS, 1999 г., Смоленская область - PIRLS, 2001 г.).

Каждое из перечисленных исследований включает две фазы:

  • выявление тенденций развития образования в России на основе анализа состояния образования в России; анализа программ и учебников, научно-методической литературы;
  • сравнительная оценка уровня общеобразовательной подготовки школьников России и выявление факторов, влияющих на результаты обучения.

Тестирование проводится на представительных выборках учащихся России. Международный инструментарий экспериментально проверяется и адаптируется к условиям страны.

В задачи сотрудников Центра входит организация и проведение исследования в стране, участие в разработке и адаптация инструментария к условиям России, формирование представительной выборки учащихся России, подготовка материалов исследования, организация и проведение тестирования и анкетирования по школам страны, обеспечение контроля за качеством проведения исследования в России, ввод и обработка данных, анализ результатов исследования, подготовка научных и технических отчетов, создание банка данных исследования. Организация и проведение исследования в России осуществлялись при непосредственном участии Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки через министерства образования, управления или департаменты образования отобранных регионов страны, педагогические институты, институты повышения квалификации работников образования и другие учреждения.

Сравнительные международные исследования позволяют оценить состояние системы образования в общероссийском и международном контексте, не умозрительно на основе изучения различных источников литературы, не на основе сравнения результатов престижных международных олимпиад для избранных, а по результатам исследований, проводимых на представительных выборках учащихся различных стран с использованием одного и того же инструментария, который создается с учетом международных приоритетов в образовании. Эти исследования, конечно, не дают полную картину учебной подготовки школьников в сравнении с задачами нашей школы, но они позволяют выявить сильные и слабые стороны российского образования, наметить пути более эффективного достижения поставленных целей.

В 2001-2004 годах Центр проводил мониторинг образовательных достижений в регионах страны (более 41000 учащихся начальной школы и 43000 учащихся 9-10 классов из более 1500 образовательных учреждений 65 регионов) в рамках эксперимента по модернизации структуры и содержания общего среднего образования.

В 2001 г. сотрудники Центра совместно с представителями шести предметных лабораторий (русского языка, физики, биологии, географии, истории и обществоведения) приняли участие в конкурсе контрольных измерительных материалов (КИМ) для единого государственного экзамена. Победив в конкурсе, сотрудники Центра вместе со специалистами-предметниками приняли участие в подготовке КИМ в 2001-2002 гг.

С 2006 г. определилось новое направление работы Центра - оценка достижения требований образовательных стандартов второго поколения. В рамках данного направления сотрудники Центра ведут экспериментальную работу в 6 регионах страны (г. Москва, Ростовская область, Ставропольский край, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Калининградская область).

Rambler's Top100 TopList