Civic Education Rambler's Top100
CIVIC
1999
Об исследовании
Участники
Результаты
Публикации
Международное исследование по граждановедческому образованию

Международное исследование по граждановедческому образованию организовано Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Education Achievements).

Основной задачей исследования является изучение состояния граждановедческого образования в странах мира с целью выявления особенностей подготовки школьников к активному участию в гражданской деятельности общества.

В исследовании изучаются не только знания учащихся в области граждановедческого образования, но и их интеллектуальные умения, мнения, способность применять свои знания в воображаемых ситуациях, отношение к ряду социальных вопросов.

Тестовые материалы разработаны с целью их применения в различных странах и поэтому основаны на типичных ситуациях жизни гражданского общества и носят обобщенный характер.

Задания не привязаны к какой-либо определенной программе или учебному пособию. Они ориентированы на знания и представления учащихся, полученные из различных источников, в том числе сформированные окружающей жизнью.

Тем не менее, данное исследование, уникальное по своей направленности и содержанию, позволяет провести анализ структуры и содержания знаний и умений российских школьников в области граждановедения и в той или иной степени судить о сильных и слабых сторонах школьных курсов, включающих вопросы данной проблематики. В первую очередь это относится к курсу обществознания, охватывающему основную часть представленного содержания.

В 1999 году состоялся очередной этап международного исследования по граждановедческому образованию CIVIC. Основной его составляющей было массовое тестирование выпускников основной школы - девятиклассников. Тестирование проводилось по всей России на основе специально определенной выборки (общенациональной, репрезентативной) и охватило как городские, так и сельские школы. Общее количество школ, учителей, преподающих предметы граждановедческого (обществоведческого) цикла, и учащихся, участвовавших в тестировании, отражено в следующей таблице.

Участники
Количество
Школы
206
Учителя, преподающие дисциплины обществоведческого цикла
414
Учащиеся
4759

В материалы, предложенные школам-участницам исследования, вошли:

1. Тесты.
2. Анкеты:
а) для администрации школы;
б) для учителей, преподающих предмет обществоведческого цикла;
в) для учащихся.
3. Сопроводительные материалы (например, руководство по проведению тестирования).

Тесты были предложены в двух модификациях, двух вариантах. Один из них был создан международным координационным комитетом и доработан на основе пилотажных исследований и экспертной оценки всех стран-участниц исследования. Этот вариант - материал для будущего сравнительного анализа знаний и умений среднестатистического российского школьника с его зарубежным ровесником.

Второй вариант теста был создан в лаборатории обществознания Института общего среднего образования РАО на основе общей концепции международного исследования и с учетом перспектив развития обществоведческого образования в России. Этот вариант также прошел экспертную и экспериментальную проверку.

Оба варианта теста имели одинаковую структуру, состояли из трех частей.

В первой части было представлено тридцать восемь заданий с выбором ответа из четырех предложенных вариантов. Большинство этих заданий, например, в международном варианте 26 из 38, представляли собой типичные тестовые задания, проверяющие тот или иной элемент содержания граждановедческих знаний или представлений. Однако, наряду с данными заданиями, имели место 12 нетрадиционных. Три из этих заданий были основаны на карикатурах, пять - на текстах соответствующей проблематики, четыре - на анализе предложенных утверждений, которые следовало дифференцировать на факты и мнения. Таким образом, задания с выбором ответа были направлены на диагностику не только знаний и представлений, но и ряда интеллектуальных умений учащихся, навыков мыслительной деятельности. В авторском, национальном варианте теста, безусловно, также представлены все данные типы заданий. Они даны примерно в таких же пропорциях, как и в международном варианте.

Вторая часть теста для учащихся представляла собой анкету из 17 блоков заданий, часть из которых носила чисто социологический характер, часть - социально-психологический. Анкета была предложена международным координационным комитетом и вошла в одинаковом виде как в первый, так и во второй (национальный) вариант теста.

В третьей части был представлен массив рейтинговых заданий. Их можно разделить на две группы:

  • задания, проверяющие знания, в том числе по сложным, собирательным понятиям (например, "демократия" или "государство");
  • задания, выявляющие отношения учащихся к тем или иным социальным и политическим явлениям, событиям, процессам, а также к содержанию школьного образования в области граждановедения.

Рейтинговые задания были сгруппированы по смысловым блокам, основанным на шкалах типа "очень плохо - очень хорошо", "совсем неважно - очень важно", "совершенно не согласен - полностью согласен", "никогда - всегда", "никогда - часто", "я определенно не буду этого делать - я стану это делать обязательно". Каждая шкала давала четыре позиции, пятой была представлена позиция "не знаю". Последний блок рейтинговых заданий представлял собой "семишаговый" семантический дифференциал. В первом (международном) варианте этим способом диагностировались отношения учащихся к изменениям, происшедшим в нашей стране за последнее десятилетие; во втором (национальном) варианте - представления учащихся о современном россиянине.

Ответы на тестовые задания предполагали не простое воспроизведение содержания граждановедческого курса, изученного и оставшегося в памяти, но прежде всего проявление ряда умений: сравнивать, обобщать, находить главное и т.п. И что немаловажно - выражать свое мнение и свое отношение по вопросам, больше связанным с окружающей жизнью, чем с конкретным школьным предметом.

Так, отходя от прямого воспроизведения, многие задания содержали требование определить наиболее существенную характеристику того или иного общественного явления. Значительное количество заданий требовало определить, что является нарушением того или иного порядка, права. Иными словами, не то, "как должно быть", а то, что нарушено, что не должно иметь место в условиях демократии, в правовом государстве: что является нарушением прав человека, что представляет угрозу демократии и т.п.

Часть заданий носила явно проективный характер, т.е. требовала моделировать действия, прогнозировать те или иные суждения, аргументы, определять поступки тех или иных лиц, групп, организаций по аналогии с действиями, которые уже имели место.

Основные ценности, лежащие в основе концепции авторов исследования CIVIC, - "демократическое, правовое государство". В этой связи основная часть тестовых материалов была связана с политико-правовой сферой жизни общества. Можно проследить следующие содержательные линии:

  • общие представления о демократической стране;
  • политическая деятельность в условиях демократии;
  • деятельность общественных организаций;
  • избирательная система;
  • управление демократической страной;
  • права человека, гражданские свободы, обязанности граждан;
  • законы и суд в демократической стране; международные правовые документы.

Ряд заданий проверял знание вопросов экономической политики.

О Центре ОКОИсследованияПубликацииНовостиПишите нам

  Rambler's Top100 TopList