Rambler's Top100
Международная конференция «Российское образование в зеркале международных сравнительных исследований»
О Центре ОКО Исследования Новости Пишите нам

Международная конференция «Российское образование в зеркале международных сравнительных исследований» проводилась по инициативе Российской академии образования 19-20 июня в Москве, в конференц-центре гостиницы «Измайлово».
Основная цель конференции: представить результаты углубленного анализа данных международных исследований PIRLS-2011 и TIMSS-2011, привлечь внимание к проблемам российского образования и необходимости создания эффективной системы национального мониторинга.
Перед российскими участниками конференции были поставлены задачи: оценить свои достижения в глобальной перспективе, понять конкурентоспособность российской системы образования, выявить ее сильные и слабые стороны, наметить пути совершенствования, используя богатый российский и зарубежный опыт.
В конференции приняли участие 145 человек. Из них 26 зарубежных участников из 12 стран (Армения, Гондурас, Канада, Норвегия, Казахстан, США, Словакия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Румыния, Япония) и 119 участников из 31 субъекта Российской Федерации.
Международную Ассоциацию по оценке образовательных достижений IEA представляли Президент Ассоциации Анне-Берит Кавли (Anne-Berit Kavli) из Директората Норвегии по образованию и подготовке кадров (Norwegian Directorate for Education and Training), а также Паулина Корснакова (Paulina Korsnakova) из Секретариата Международной Ассоциации IEA. От Международного координационного центра исследований TIMSS и PIRLS в конференции принял участие Пьер Фой (Pierre Foy), директор по формированию выборки, психометрике и анализу данных.
Министерство Образование и науки РФ представляли зам. Министра И.М. Реморенко, зам. Руководителя Департамента государственной политики в области общего образования П.А. Сергоманов и начальник управления данного департамента Б.Б. Соловьев. В конференции также приняли участие представители Федерального Собрания РФ, Всемирного Банка, нескольких издательств. Информационная поддержка осуществлялась РИА-НОВОСТИ (Социальный навигатор), Учительской Газетой и 1 Сентября. Самой многочисленной была делегация из Казахстана (10 человек), возглавляемая Президентом Национальной академии образования Ж.О. Жилбаевым.
На конференции ее участники имели возможность познакомиться и обсудить российские результаты по математике и естествознанию в исследовании TIMSS-2011 и читательской грамотности в исследовании PIRLS-2011, получить полное представление о разнообразии исследований в сфере оценки качества образования, которые проводит Международная Ассоциация IEA; осознать, какие требования и стандарты обеспечивают надежность результатов международных сравнительных исследований (МСИ); а также обсудить направления повышения эффективности использования данных исследований TIMSS и PIRLS  с целью управления качеством образования.
Представители всех стран-участниц конференции сделали доклады о направлениях использования результатов МСИ для совершенствования качества образования в своих странах: проведение углубленного анализа результатов тестирования и анкетирования с целью определения факторов, влияющих на качество образования, диагностический анализ выполнения отдельных заданий, разработка новых измерительных материалов, совершенствование учебников и содержания национальных экзаменов. Значительное внимание было уделено вопросам использования методологии и инструментария СМИ для создания национальных систем оценки качества образования.
При обсуждении направлений совершенствования российского образования    для российских специалистов было важно услышать от зарубежных коллег реакцию на выявленные проблемы в исследованиях PIRLS и TIMSS, совместно оценить надежность наших выводов и гипотез, понять, существуют ли подобные проблемы в других странах, и если они есть, то, как эти проблемы решаются.
На конференции был представлен опыт вторичных исследований преподавателей и студентов магистерской программы «Измерения в образовании и психологии» Национального исследовательского университета «Высшая школа Экономики»: оценка эффективности образования в стране с помощью сравнительных международных мониторингов, проблемы образовательного неравенства, первые результаты сравнительного анализа данных выполнения тестов TIMSS-2011 и PISA-2012 одной и той же выборкой российских учащихся (научные руководители И.Д. Фрумин/ВШЭ и Мартин Карной/Стенфордский университет, США).
Конференция была организована Центром оценки качества образования ИСМО РАО (руководитель – Г.С. Ковалева). Научный руководитель конференции и основной ведущий конференции – В.А. Болотов, вице-президент РАО.

Материалы конференции:

Аналитический отчет "Основные результаты международного исследования читательской грамотности PIRLS-2011". скачать (zip, 23 МB)

Результаты международного исследования PIRLS-2011 (пресс-релиз на русском языке). скачать (zip, 840 КВ)

Результаты международного исследования PIRLS-2011 (пресс-релиз на английском языке). скачать (zip, 650 КВ)

Аналитический отчет "Основные результаты международного исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS-2011". скачать (zip, 26 MB)

Результаты международного исследования TIMSS-2011 (пресс-релиз на русском языке). скачать (zip, 1 MВ)

Результаты международного исследования TIMSS-2011 (пресс-релиз на английском языке). скачать (zip, 820 КВ)

Все презентации конференции (cкачать, zip, 56 MB)

 

19 июня 2013 года (среда)

Программа конференции
Презентации

Открытие конференции. Приветствие Российской академии образования и Министерства образования и науки Российской Федерации – Болотов Виктор Александрович, академик, д.п.н., профессор, вице-президент Российской академии образования, президент Евразийской Ассоциации оценки качества образования; Соловьев Борис Борисович, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ.

Пленарное заседание. Управление качеством образования на основе объективных данных мониторинговых исследований.

Ведущий Болотов Виктор Александрович, академик, д.п.н., профессор, вице-президент Российской академии образования, президент Евразийской Ассоциации оценки качества образования.

Основные результаты международных исследований PIRLS и TIMSS как основа для повышения качества общего образования в России – Ковалева Галина Сергеевна, к.п.н., зав. Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО, национальный координатор международных исследований PIRLS и TIMSS в России.

Презентация Г.С.Ковалевой
(Русская версия/Английская версия)

 

Значение международных исследований IEA: глобальные и национальные перспективы – Анне-Берит Кавли (Anne-Berit Kavli), президент Международной Ассоциации по оценке образовательных достижений IEA, Директорат Норвегии по образованию и подготовке кадров (Norwegian Directorate for Education and Training).

Презентация Анне-Берит Кавли
(Русская версия/Английская версия)

Оценка качества образования в России: национальные вызовы – Болотов Виктор Александрович, академик, д.п.н., профессор, вице-президент Российской академии образования, президент Евразийской Ассоциации оценки качества образования.

Презентация В.А.Болотова
(Русская версия/Английская версия)

Национальные мониторинговые исследования образовательных достижений школьников: помощь в развитии или еще один инструмент контроля? – Култуманова Алмагуль Жабатаевна, директор Национального центра образовательной статистики и оценки Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Презентация А.Ж.Култумановой
(Русская версия/Английская версия)

Стандарты качества в исследованиях TIMSS и PIRLS – основа валидности и надежности данных для принятия решений в образовании – Пьер Фой (Pierre Foy), директор по формированию выборки, психометрике и анализу данных Международного координационного центра исследований TIMSS и PIRLS, США.

Презентация Пьера Фоя
(Русская версия/Английская версия)

Работа по секциям

Секция 1. Опыт использования результатов исследования PIRLS для оценки читательской грамотности

Ведущие: Цукерман Галина Анатольевна, д.псих.н., ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, профессор, международный эксперт по читательской грамотности исследования PIRLS; Кузнецова Марина Ивановна, к.п.н., ведущий научный сотрудник Сектора начального образования Института содержания и методов обучения РАО.

Выступления и вопросы для обсуждения:

•  Успехи российских школьников в исследовании PIRLS: причины – Кузнецова Марина Ивановна, к.п.н., ведущий научный сотрудник Сектора начального образования Института содержания и методов обучения РАО.
•  Опыт использования подходов исследования PIRLS для оценки читательской грамотности младших школьников – Цукерман Галина Анатольевна, д.псих.н., ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, профессор, международный эксперт по читательской грамотности исследования PIRLS.
•  Сравнение результатов российских школьников в исследовании PIRLS-2011 и национальном исследовании учебных достижений по русскому языку – Кузнецова Марина Ивановна, к.п.н., ведущий научный сотрудник Сектора начального образования Института содержания и методов обучения РАО.
•  Опыт регионов в апробации методики для оценки динамики читательской грамотности учащихся основной школы «Тяни-Толкай», основанной на инструментарии исследований PIRLS/PISA – Рябинина Любовь Анатольевна, зам. директора Центра оценки качества образования Красноярского края.
•  Опыт стран и регионов в использовании результатов и методологии международного исследования PIRLS.

 

 

 

 

 

 

 

Презентация М.И.Кузнецовой
(Русская версия/Английская версия)

Презентация Г.А.Цукерман
(Русская версия/Английская версия)



Презентация М.И.Кузнецовой
(Русская версия/Английская версия)


Презентация Л.А.Рябининой
(Русская версия/Английская версия)

Презентация Г.А.Цукерман и М.И.Кузнецовой
(Русская версия/Английская версия)
Презентация О.Л.Обуховой
(Русская версия/Английская версия)
Презентация Г.С.Ковалевой
(Русская версия/Английская версия)

 

Секция 2. Опыт использования результатов исследования TIMSS для совершенствования естественнонаучного образования

Ведущие: Демидова Марина Юрьевна, к.п.н., Татур Александр Олегович, к.ф.-м.н., Московский центр качества образования.

Выступления и вопросы для обсуждения:

•  Сильные и слабые стороны естественнонаучного образования в России: по итогам анализа результатов TIMSS – Демидова Марина Юрьевна, к.п.н., Московский центр качества образования.
•  Как результаты исследования TIMSS влияют на подготовку учителей, какие изменения происходят в программе подготовки и переподготовки учителей – Габриэла Новеану (Gabriela Noveanu), Институт наук в образовании, Отдел образовательных программ, национальный координатор исследований PIRLS и TIMSS в Румынии.
•  Использование опыта международных исследований в развитии столичной региональной системы оценки качества образования – Рытов Алексей Иванович, к.п.н., директор Московского центра качества образования.
•  Соответствуют ли российские образовательные стандарты, национальные экзамены и учебники программам международного исследования TIMSS? – Рохлов Валерьян Сергеевич, к.п.н., Богданова Наталья Николаевна, Московский институт открытого образования, Логинова Ольга Борисовна, к.п.н., заместитель руководителя НОЦ издательства «Просвещение».
•  Опыт стран и регионов в использовании результатов и методологии международного исследования TIMSS.

 

 

 

 

Презентация М.Ю.Демидовой
(Русская версия/Английская версия)


Презентация Габриэлы Новеану
(Русская версия/Английская версия)


Презентация А.И.Рытова
(Русская версия/Английская версия)

Презентация В.С.Рохлова
(Русская версия/Английская версия)
Презентация Н.Н.Богдановой
(Русская версия/Английская версия)
Презентация О.Б.Логиновой
(Русская версия/Английская версия)

20 июня 2013 года (четверг)

Работа по секциям

Секция 3. Опыт использования результатов исследования TIMSS для совершенствования математического образования

Ведущие: Рослова Лариса Олеговна, к.п.н., ведущий научный сотрудник лаборатории дидактики математики Института содержания и методов обучения РАО, Рыдзе Оксана Анатольевна, к.п.н., ведущий научный сотрудник сектора начального образования Института содержания и методов обучения РАО.

Выступления и вопросы для обсуждения:

•  Сильные и слабые стороны школьного математического образования в начальной школе России – Рыдзе Оксана Анатольевна, к.п.н., ведущий научный сотрудник сектора начального образования Института содержания и методов обучения РАО.
•  Факторы, определившие значительное повышение результатов российских учащихся 8 класса по математике в исследовании TIMSS-2011 – Рослова Лариса Олеговна, к.п.н., ведущий научный сотрудник лаборатории дидактики математики Института содержания и методов обучения РАО.
•  Проблемы алгебраической подготовки российских школьников и их отражение в методической подготовке учителя математики – Денищева Лариса Олеговна, к.п.н., профессор Института математики и информатики Московского городского педагогического университета.
•  Соответствуют ли российские образовательные стандарты, национальные экзамены и учебники программам международного исследования TIMSS?

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация О.А.Рыдзе
(Русская версия/Английская версия)  

Презентация Л.О.Рословой
(Русская версия/Английская версия)


Презентация Л.О.Денищевой
(Русская версия/Английская версия)

Секция 4. Опыт вторичных исследований преподавателей и студентов магистерской программы «Измерения в образовании и психологии» Национального исследовательского университета «Высшая школа Экономики»

Ведущие: Тюменева Юлия Алексеевна, к.псих.н., ст. научный сотрудник Лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ, Хавенсон Татьяна Евгеньевна, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ.

Выступления и вопросы для обсуждения:

•  Возможно ли оценить эффективность образования в стране с помощью сравнительных международных мониторингов? – Кузьмина Юлия Владимировна, аналитик Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, Ларина Галина Сергеевна, аналитик Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ.
•  Могут ли международные тесты дать информацию для политики в образовании: пристальный взгляд на достижения студентов России и ее соседей – Хавенсон Татьяна Евгеньевна, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ.
•  Что может дать анализ международных исследований для понимания образовательного неравенства в стране? – Пинская Марина Александровна, к.п.н., ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ; Шаповалова Дарья Николаевна, студентка магистратуры «Измерения в психологии и образовании НИУ ВШЭ»; Соловьева Анна Андреевна, стажер-исследователь международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ.
•  Первые результаты сравнительного анализа данных выполнения тестов TIMSS-2011 и PISA-2012 одной и той же выборкой российских учащихся – Тюменева Юлия Алексеевна, к.псих. н., ст. научный сотрудник Лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ; Вальдман Алена Игоревна, студентка магистратуры «Измерения в психологии и образовании НИУ ВШЭ».

 

 

 

 

 


Презентация Ю.В.Кузьминой и Г.С.Лариной
(Русская версия/Английская версия)  

Презентация Т.Е.Хавенсон
(Русская версия/Английская версия)


Презентация М.А.Пинской, Д.Н.Шаповаловой и А.А.Соловьевой
(Русская версия/Английская версия)



Презентация Ю.А.Тюменевой и А.И.Вальдман
(Русская версия/Английская версия)

 

Пленарное заседание. Совершенствование математического образования в мире. Опыт использования результатов исследования TIMSS.

Ведущие: Болотов Виктор Александрович, академик, д.п.н., профессор, вице-президент Российской академии образования, президент Евразийской Ассоциации оценки качества образования; Ковалева Галина Сергеевна , к.п.н., зав. Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО.
 

Развитие математического образования в России Семенов Алексей Львович, академик РАН и РАО, д.ф.-м.н., президент Московского института открытого образования.

Презентация А.Л.Семенова
(Русская версия/Английская версия)

Содержание математического образования и оценка результатов в Японии – Фами Гиншима (Fumi Ginshima), Департамент исследований в области образовательных программ Национального Института исследований в области образовательной политики (NIER), национальный координатор исследования TIMSS в Японии.
 

Презентация Фами Гиншима
(Русская версия/Английская версия)

Значение исследований TIMSS и TIMSS Advanced для совершенствования математического образования в Норвегии, Словении и Швеции – Торгейр Онстад (Torgeir Onstad), Департамент педагогического образования и исследований в области школьного образования Университета Осло, Норвегия, международный эксперт по математике исследования TIMSS.
 

Презентация Торгейра Онстада
(Русская версия/Английская версия)

Пленарная дискуссия. Развитие национальных систем оценки качества образования с учетом использования результатов исследований PIRLS/TIMSS (на глобальном, страновом и региональном уровнях).

Ведущие: Болотов Виктор Александрович, академик, д.п.н., профессор, вице-президент Российской академии образования, президент Евразийской Ассоциации оценки качества образования; Вальдман Игорь Александрович, к.п.н., заведующий лабораторией мониторинговых исследований Института управления образования РАО, директор Российского тренингового центра РАО.
 

 

 


Презентация И.А.Вальдмана
(Русская версия/Английская версия)

 

Зачем Россия участвует в сопоставительных исследованиях качества общего образования – Реморенко Игорь Михайлович, к.п.н., заместитель министра, Министерство образования и науки РФ.
 

Презентация И.М.Реморенко
(Русская версия/Английская версия)

Повышение эффективности использования результатов международных исследований IEA. Опыт стран. – Паулина Корснакова (Paulina Korsnakova), Секретариат Международной Ассоциации по оценке образовательных достижений IEA.
 

Презентация Паулины Корснаковой
(Русская версия/Английская версия)

 

Опыт участия стран в международных исследованиях IEA и построения национальных систем оценки качества образования –

Арсен Багдасарян, зам. директора Центра экзаменов и тестирования при правительстве Армении, национальный координатор исследований PIRLS и TIMSS в Армении.

Нада АбуБакер Хусейн Рубан (Nada AbuBaker Husain Ruban), Департамент оценки учебных достижений Министерства образования Объединенных Арабских Эмиратов, национальный координатор исследования TIMSS в Объединенных Арабских Эмиратах.

Ренан Рапало Кастелланос (Renan Rapalo Castellanos), PhD, профессор Национального университета Гондураса, национальный координатор исследований PIRLS и TIMSS в Гондурасе.
 

 


Презентация Арсена Багдасаряна
(Русская версия/Английская версия)

Презентация Нады АбуБакера Хусейна Рубана
(Русская версия/Английская версия)

Презентация Ренана Рапало Кастелланоса
(Русская версия/Английская версия)

 

Обмен опытом участия регионов России в международных исследованиях IEA.
 

Подведение итогов конференции.



Сообщения о рекомендациях, подготовленных на секциях.  

РЕКОМЕНДАЦИИ
конференции «Российское образование в зеркале международных сравнительных исследований»

1.  Признать, что международные исследования PIRLS и TIMSS дали серьезный импульс для совершенствования содержания школьного образования, а также развития отечественной системы оценки качества образования, включая единый государственный экзамен. Международные сравнительные исследования предоставляют ценный опыт продуктивного анализа образовательных результатов с учетом разнообразной контекстной информации.

2.  Признать обсуждение опыта использования результатов исследований PIRLS и TIMSS в рамках международной конференции плодотворным и предложить сделать его регулярным. Организовать широкое обсуждение результатов исследований PIRLS и TIMSS в рамках августовских педсоветов. Для этого Центру оценки качества образования ИСМО РАО рекомендуется направить в субъекты РФ информационные письма, раскрывающие направления использования результатов международных сравнительных исследований.

3.  Признать, что международные сравнительные исследования предоставляют ценный опыт продуктивного анализа образовательных результатов с учетом разнообразной контекстной информации, который можно рекомендовать для использования при интерпретации результатов, полученных в ходе различных оценочных процедур (экзаменов, мониторингов), проводимых на национальном, региональном и местном уровне.

4.  Согласиться с тем, что международные исследования предоставляют широкие возможности для анализа национальной системы образования, но не могут охватить всю специфику системы, для чего целесообразно разработать программу национальных исследований при участии ведущих российских и международных организаций, включая и Международную Ассоциацию по оценке образовательных достижений IEA.

5.  Предложить специалистам, ведущим углубленный анализ данных международных исследований, провести дополнительное исследование выявленной в отечественной школе тенденции «потери шансов» наиболее успешными и социально благополучными группами учащихся, определить стоящие за ней факторы и возможности их коррекции. Рекомендовать специалистам в области оценки качества образования разработать методику сбора и учета информации, касающейся социально-экономического статуса образовательных учреждений и отдельных групп учащихся.

6.  С целью повышения внимания к проблемам формирования читательской грамотности на различных уровнях:

•  Признать, что одним из ключевых моментов, определяющих уровень читательской грамотности учащихся, является обеспечение педагогов качественным инструментарием для оценки образовательных достижений учащихся.

•  Признать перспективным при оценке метапредметных результатов обучения разработку инструментария оценки читательской грамотности как одного из важнейших метапредметных результатов.

•  Признать продуктивным создание новых качественных инструментов для оценки читательской грамотности.

•  Ввести в программу повышения квалификации направление формирования читательской грамотности учащихся.

7.  Поддержать взаимодействие РАО с регионами по использованию современных методов оценки качества образования, включая оценку метапредметных результатов (в том числе читательской грамотности).

8.  Рекомендовать специалистам ИСМО РАО подготовить методические рекомендации для программ подготовки и переподготовки учителей по совершенствованию методик обучения в начальной и основной школе с использованием результатов международных исследований PIRLS и TIMSS.

9.  Рекомендовать специалистам, занимающимся подготовкой и переподготовкой учителей, включить в учебные программы курсы по обучению учителей и администрации работе с измерительными материалами.

10.  Рекомендовать региональным центрам оценки качества образования изучить опыт Красноярского края в построении региональной модели оценки читательской грамотности (особенно в рамках внутришкольного мониторинга) и представления результатов для педагогической и родительской общественности.

11.  Предложить разработчикам основной образовательной программы общего образования скорректировать содержание программ по окружающему миру в начальной школе и естественнонаучным предметам в основной школе. В начальной школе целесообразно расширить блок, связанный с элементами географических и физико-химических знаний. В основной школе рассмотреть возможность выделения большего учебного времени на формирование сложных видов деятельности.

12.  Предложить издательствам , выпускающим учебную и методическую литературу,

•  увеличить в издаваемых учебниках долю заданий, формирующих группы умений, связанные с применением знаний и рассуждениями;

•  способствовать изданию методических пособий по организации учебных занятий, позволяющих обеспечить формирование у обучающихся умений, связанных с применением знаний и рассуждениями.

13.  Рекомендовать Федеральному институту педагогических измерений:

•  ввести в контрольные измерительные материалы государственной итоговой аттестации в 9-х классах по химии и биологии экспериментальные задания на реальном оборудовании;

•  увеличить долю заданий, проверяющих умения рассуждать, строить объяснения и проводить анализ (включая решение проблем) для КИМ ГИА-9 по предметам естественнонаучного цикла.

Скачать текст рекомендаций конференции (.docx, 48 KB)

  Rambler's Top100 TopList