Министерство просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт стратегии развития образования»
Центр оценки качества образования
Международная конференция «Российское образование в зеркале международных сравнительных исследований»

Международная конференция «Российское образование в зеркале международных сравнительных исследований» проводилась по инициативе Российской академии образования 19-20 июня в Москве, в конференц-центре гостиницы «Измайлово».

Основная цель конференции: представить результаты углубленного анализа данных международных исследований PIRLS-2011 и TIMSS-2011, привлечь внимание к проблемам российского образования и необходимости создания эффективной системы национального мониторинга.

Перед российскими участниками конференции были поставлены задачи: оценить свои достижения в глобальной перспективе, понять конкурентоспособность российской системы образования, выявить ее сильные и слабые стороны, наметить пути совершенствования, используя богатый российский и зарубежный опыт.

В конференции приняли участие 145 человек. Из них 26 зарубежных участников из 12 стран (Армения, Гондурас, Канада, Норвегия, Казахстан, США, Словакия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Румыния, Япония) и 119 участников из 31 субъекта Российской Федерации.

Международную Ассоциацию по оценке образовательных достижений IEA представляли Президент Ассоциации Анне-Берит Кавли (Anne-Berit Kavli) из Директората Норвегии по образованию и подготовке кадров (Norwegian Directorate for Education and Training), а также Паулина Корснакова (Paulina Korsnakova) из Секретариата Международной Ассоциации IEA. От Международного координационного центра исследований TIMSS и PIRLS в конференции принял участие Пьер Фой (Pierre Foy), директор по формированию выборки, психометрике и анализу данных.

Министерство Образование и науки РФ представляли зам. Министра И.М. Реморенко, зам. Руководителя Департамента государственной политики в области общего образования П.А. Сергоманов и начальник управления данного департамента Б.Б. Соловьев. В конференции также приняли участие представители Федерального Собрания РФ, Всемирного Банка, нескольких издательств. Информационная поддержка осуществлялась РИА-НОВОСТИ (Социальный навигатор), Учительской Газетой и 1 Сентября. Самой многочисленной была делегация из Казахстана (10 человек), возглавляемая Президентом Национальной академии образования Ж.О. Жилбаевым.

На конференции ее участники имели возможность познакомиться и обсудить российские результаты по математике и естествознанию в исследовании TIMSS-2011 и читательской грамотности в исследовании PIRLS-2011, получить полное представление о разнообразии исследований в сфере оценки качества образования, которые проводит Международная Ассоциация IEA; осознать, какие требования и стандарты обеспечивают надежность результатов международных сравнительных исследований (МСИ); а также обсудить направления повышения эффективности использования данных исследований TIMSS и PIRLS  с целью управления качеством образования.

Представители всех стран-участниц конференции сделали доклады о направлениях использования результатов МСИ для совершенствования качества образования в своих странах: проведение углубленного анализа результатов тестирования и анкетирования с целью определения факторов, влияющих на качество образования, диагностический анализ выполнения отдельных заданий, разработка новых измерительных материалов, совершенствование учебников и содержания национальных экзаменов. Значительное внимание было уделено вопросам использования методологии и инструментария СМИ для создания национальных систем оценки качества образования.

При обсуждении направлений совершенствования российского образования    для российских специалистов было важно услышать от зарубежных коллег реакцию на выявленные проблемы в исследованиях PIRLS и TIMSS, совместно оценить надежность наших выводов и гипотез, понять, существуют ли подобные проблемы в других странах, и если они есть, то, как эти проблемы решаются.

На конференции был представлен опыт вторичных исследований преподавателей и студентов магистерской программы «Измерения в образовании и психологии» Национального исследовательского университета «Высшая школа Экономики»: оценка эффективности образования в стране с помощью сравнительных международных мониторингов, проблемы образовательного неравенства, первые результаты сравнительного анализа данных выполнения тестов TIMSS-2011 и PISA-2012 одной и той же выборкой российских учащихся (научные руководители И.Д. Фрумин/ВШЭ и Мартин Карной/Стенфордский университет, США).

Конференция была организована Центром оценки качества образования ИСМО РАО (руководитель – Г.С. Ковалева). Научный руководитель конференции и основной ведущий конференции – В.А. Болотов, вице-президент РАО.

Материалы конференции:

Аналитический отчет "Основные результаты международного исследования читательской грамотности PIRLS-2011". скачать (zip, 23 МB)

Результаты международного исследования PIRLS-2011 (пресс-релиз на русском языке). скачать (zip, 840 КВ)

Результаты международного исследования PIRLS-2011 (пресс-релиз на английском языке). скачать (zip, 650 КВ)

Аналитический отчет "Основные результаты международного исследования качества математического и естественно-научного образования TIMSS-2011". скачать (zip, 26 MB)

Результаты международного исследования TIMSS-2011 (пресс-релиз на русском языке). скачать (zip, 1 MВ)

Результаты международного исследования TIMSS-2011 (пресс-релиз на английском языке). скачать (zip, 820 КВ)

Все презентации конференции (cкачать, zip, 56 MB)

 

РЕКОМЕНДАЦИИ конференции «Российское образование в зеркале международных сравнительных исследований»

1.  Признать, что международные исследования PIRLS и TIMSS дали серьезный импульс для совершенствования содержания школьного образования, а также развития отечественной системы оценки качества образования, включая единый государственный экзамен. Международные сравнительные исследования предоставляют ценный опыт продуктивного анализа образовательных результатов с учетом разнообразной контекстной информации.

2.  Признать обсуждение опыта использования результатов исследований PIRLS и TIMSS в рамках международной конференции плодотворным и предложить сделать его регулярным. Организовать широкое обсуждение результатов исследований PIRLS и TIMSS в рамках августовских педсоветов. Для этого Центру оценки качества образования ИСМО РАО рекомендуется направить в субъекты РФ информационные письма, раскрывающие направления использования результатов международных сравнительных исследований.

3.  Признать, что международные сравнительные исследования предоставляют ценный опыт продуктивного анализа образовательных результатов с учетом разнообразной контекстной информации, который можно рекомендовать для использования при интерпретации результатов, полученных в ходе различных оценочных процедур (экзаменов, мониторингов), проводимых на национальном, региональном и местном уровне.

4.  Согласиться с тем, что международные исследования предоставляют широкие возможности для анализа национальной системы образования, но не могут охватить всю специфику системы, для чего целесообразно разработать программу национальных исследований при участии ведущих российских и международных организаций, включая и Международную Ассоциацию по оценке образовательных достижений IEA.

5.  Предложить специалистам, ведущим углубленный анализ данных международных исследований, провести дополнительное исследование выявленной в отечественной школе тенденции «потери шансов» наиболее успешными и социально благополучными группами учащихся, определить стоящие за ней факторы и возможности их коррекции. Рекомендовать специалистам в области оценки качества образования разработать методику сбора и учета информации, касающейся социально-экономического статуса образовательных учреждений и отдельных групп учащихся.

6.  С целью повышения внимания к проблемам формирования читательской грамотности на различных уровнях:

•  Признать, что одним из ключевых моментов, определяющих уровень читательской грамотности учащихся, является обеспечение педагогов качественным инструментарием для оценки образовательных достижений учащихся.

•  Признать перспективным при оценке метапредметных результатов обучения разработку инструментария оценки читательской грамотности как одного из важнейших метапредметных результатов.

•  Признать продуктивным создание новых качественных инструментов для оценки читательской грамотности.

•  Ввести в программу повышения квалификации направление формирования читательской грамотности учащихся.

7.  Поддержать взаимодействие РАО с регионами по использованию современных методов оценки качества образования, включая оценку метапредметных результатов (в том числе читательской грамотности).

8.  Рекомендовать специалистам ИСМО РАО подготовить методические рекомендации для программ подготовки и переподготовки учителей по совершенствованию методик обучения в начальной и основной школе с использованием результатов международных исследований PIRLS и TIMSS.

9.  Рекомендовать специалистам, занимающимся подготовкой и переподготовкой учителей, включить в учебные программы курсы по обучению учителей и администрации работе с измерительными материалами.

10.  Рекомендовать региональным центрам оценки качества образования изучить опыт Красноярского края в построении региональной модели оценки читательской грамотности (особенно в рамках внутришкольного мониторинга) и представления результатов для педагогической и родительской общественности.

11.  Предложить разработчикам основной образовательной программы общего образования скорректировать содержание программ по окружающему миру в начальной школе и естественно-научным предметам в основной школе. В начальной школе целесообразно расширить блок, связанный с элементами географических и физико-химических знаний. В основной школе рассмотреть возможность выделения большего учебного времени на формирование сложных видов деятельности.

12.  Предложить издательствам , выпускающим учебную и методическую литературу,

•  увеличить в издаваемых учебниках долю заданий, формирующих группы умений, связанные с применением знаний и рассуждениями;

•  способствовать изданию методических пособий по организации учебных занятий, позволяющих обеспечить формирование у обучающихся умений, связанных с применением знаний и рассуждениями.

13.  Рекомендовать Федеральному институту педагогических измерений:

•  ввести в контрольные измерительные материалы государственной итоговой аттестации в 9-х классах по химии и биологии экспериментальные задания на реальном оборудовании;

•  увеличить долю заданий, проверяющих умения рассуждать, строить объяснения и проводить анализ (включая решение проблем) для КИМ ГИА-9 по предметам естественно-научного цикла.

скачать текст рекомендаций конференции (.docx, 48 KB)

Контакты

105062 г. Москва,
ул. Жуковского, д. 16.

+7 (495) 621-76-36

centeroko@mail.ru