Rambler's Top100 International Assessment of Educational Progress
IAEP-II
1991
Об исследовании
Участники
Результаты
Публикации
Второе исследование по сравнительной оценке математической подготовки учащихся

В 1991 г. специалисты АПН СССР впервые приняли участие в международном исследовании по оценке подготовки школьников (IAEP-II), которое проводилось под руководством Американского центра педагогического тестирования ETS (Educational Testing Service). В академии был организован временный научно-исследовательский коллектив, которым руководил академик В.Г.Разумовский.

Целью исследования IAEP-II являлась сравнительная оценка качества подготовки учащихся средней школы 9- и 13-летнего возраста по естественно-математическим предметам в странах с различными системами образования и выявление факторов, оказывающих влияние на подготовку школьников.

Исследование IAEP-II проводилось по инициативе Министерства Образования США, Национального Фонда Науки и Национального Центра Статистики по Образованию США, которые его и финансировали. Правительство США неоднократно заявляло, что если уровень школьного образования не будет приведен в соответствие с современными требованиями, то страна может потерять лидерство в мировой экономике. Среди основных задач, поставленных президентом Бушем перед американской школой, было значительное повышение уровня естественно-математической подготовки школьников и выведение его к 2000 г. на первое место в мире. Не это ли определило интерес американцев к выявлению стран, имеющих наивысшие учебные показатели и изучению их систем образования?

Методика и техника исследования, используемая в IAEP, разрабатывалась для национальных проектов по проверке общеобразовательной подготовки американских школьников - National Assessment of Educational Progress - NAEP, которые осуществляются Американским центром педагогического тестирования более 20 лет.

Тестирование проводилось в марте-апреле 1991 г. в 28 регионах 13 республик бывшего СССР в школах с преподаванием на русском языке. В нем участвовало 7400 школьников из 278 как городских, так и сельских школ страны. Следует отметить, что в более чем 60% школ во время тестирования присутствовали независимые наблюдатели.

Впервые в практике проведения проверок знаний учащихся была сформирована представительная выборка учащихся по методикам, соответствующим мировым стандартам. Поэтому результаты исследования можно распространить более чем на 2 млн. учащихся бывшего СССР, обучавшихся на русском языке.

В качестве измерителей использовались тестовые задания для оценки подготовки учащихся, анкеты для учащихся для получения информации об учениках и их семьях; анкеты для учителей и администрации школ для получения данных о кадровом и материально-техническом обеспечении школ и особенностях организации учебного процесса и анкета, выясняющая основные характеристики и особенности системы образования в стране.

Подготовленные тесты наряду с измерением знаний и умений учащихся позволяли оценить и общее развитие учащихся и тем самым составить представление не только об обучающем, но и о развивающем эффекте обучения. В связи с этим в тесты были включены задания, которые, на первый взгляд, не имели прямого отношения к учебным предметам. Характерной особенностью тестов являлось наличие в них заданий, отражающих жизненные ситуации.

Наибольшие трудности в разработке тестов и интерпретации результатов тестирования состояли в существенном различии программ в разных странах по математике и предметам естественнонаучного цикла в обследуемых классах, в которых обучались дети 9 и 13 лет. Так, учащиеся 9 лет в нашей стране приблизительно треть материала, проверяемого в тесте по математике, непосредственно не изучали, хотя смогли выполнить эти задания, опираясь на имеющийся жизненный опыт и знания, полученные вне школы. Ясно, что выполнение этих заданий потребовало от них определенных интеллектуальных усилий. Учащиеся 13 лет, наоборот, в своей подготовке по математике ушли далеко вперед в сравнении со сверстниками из других стран, и тестирование фактически выявляло прочность усвоенного ранее материала.

Что касается естествознания, то в нашей стране эту область знаний школьники осваивают в рамках отдельных предметов, что могло затруднить их в выполнении заданий, направленных на понимание общих закономерностей природы, а также на овладение методами естественнонаучных исследований (познавательных умений).

Математическая подготовка учащихся проверялась на уровнях понимания (осознанного знания основных понятий, фактов, символов и пр.), овладения алгоритмами математических действий и решения задач. Подготовка в области естествознания выявлялась на уровнях овладения фактическим материалом, применения знаний в знакомой ситуации и интеграции знаний из различных областей.

О Центре ОКОИсследованияПубликацииНовостиПишите нам

  Rambler's Top100 TopList