Rambler's Top100 Изучение математической подготовки учащихся школ РФ
Математика-1995
1995
Об исследовании
Участники
Результаты
Публикации
Изучение математической подготовки учащихся школ РФ

В мае 1995 г. Центр оценки качества образования Института общего среднего образования Российской Академии образования проводил изучение математической подготовки учащихся школ РФ.

Основной целью исследования являлось проверить достижение выпускниками общеобразовательных классов основной школы уровня обязательной подготовки по курсу алгебры 7-9 классов, а также умение решать задания повышенного уровня.

Наряду с получением данных о математической подготовке учащихся, была поставлена задача получить информацию о влиянии на результаты обучения некоторых факторов, характеризующих особенности школы, класса и личности учителя (профиль школы и класса, стаж учителя, используемые учебники и др.).

В исследовании приняли участие около 4000 учащихся общеобразовательных девятых классов из 156 школ, расположенных на территории 38 субъектов Российской Федерации. Проверка работ проводилась группой опытных учителей в Центре ОКО.

Инструментарий проверки

Состав инструментария проверки

Для проведения проверки был разработан специальный инструментарий, ориентированный на получение информации, необходимой для достижения поставленных целей. Он включал:

  • текст контрольной работы;
  • спецификацию контрольной работы;
  • инструкцию по проведению работы;
  • анкету для учителя;
  • инструкцию по проверке и оценке работ.

Структура и содержание контрольной работы

Контрольная работа имела традиционную форму. Она включала задания, при выполнении которых учащиеся должны были записать решение, необходимые пояснения и ответ.

Работа была составлена в четырех неидентичных вариантах. Каждый вариант включал 9 заданий, которые можно распределить на две части: основную (задания 1-7) и дополнительную (задания 8 и 9).

Основная часть работы была ориентирована на проверку достижения требований к обязательной подготовке учащихся по курсу алгебры 7 - 9 классов.

Содержание заданий было направлено на проверку следующих умений:

  • находить значения целых, дробных выражений и корней (задание 1);
  • выполнять тождественные преобразования целых и дробных выражений, степеней с целыми показателями (задание 2);
  • выполнять разложение на множители и применять этот прием для сокращения дробей (задание 3);
  • решать линейные уравнения, неполные и полные квадратные уравнения (задание 4);
  • решать системы линейных уравнений с двумя неизвестными и системы, в которых одно уравнение линейное, а другое второй степени (задание 5);
  • решать линейные неравенства и системы линейных неравенств (задание 6);
  • строить графики прямой пропорциональности, линейной функции общего вида, квадратичной функции y = x + a (задание 7).

Дополнительная часть работы (здания 8 и 9) была ориентирована на проверку более высокого уровня овладения материалом. Восьмые задания всех вариантов были составлены на материале различных тем курса алгебры. В трех вариантах они проверяли подготовку учащихся по функциональной линии курса: чтение эмпирических графиков и выявление зависимостей между данными величинами, нахождение области определения сложной функции. В оставшемся варианте проверялось умение оперировать со сложными "многоэтажными" дробями, используя известные правила и формулы сокращенного умножения.

В девятом задании во всех вариантах предлагалось решить текстовую задачу, математическая модель которой представляла собой либо уравнение, либо неравенство.

Четыре неидентичных варианта работы в целом охватывают все основные вопросы программы курса алгебры 7-9 классов. При этом выполнение обязательной части (первые 7 заданий) каждого из четырех вариантов позволяет вынести суждение о достижении учениками уровня обязательной алгебраической подготовки.

О Центре ОКОИсследованияПубликацииНовостиПишите нам

  Rambler's Top100 TopList