Rambler's Top100 Мониторинг качества общего среднего образования
Мониторинг
2000
Об исследовании
Участники
Результаты
Публикации
Мониторинг качества общего среднего образования

Мониторинг качества образования является механизмом контроля и слежения за качеством образования и позволяет выявить тенденции в развитии системы образования, соотнесенные во времени, а также последствия принятых решений в области образования. Поэтому мониторинг становится частью государственной программы в области образования, в которую будут вовлечены все объекты системы образования страны, как на федеральном, так и на региональных уровнях. Частью мониторинга являются международные сравнительные исследования качества образования. Такая система позволяет оценить качество образования в стране, в отдельных ее регионах, а также сравнить его с другими странами мира.

По инициативе Института общего среднего образования РАО, Министерство образования РФ совместно с Российской академией образования начали работу по организации мониторинга качества общего среднего образования. Мониторинг будет проводиться с учетом состояния системы образования в России, ее традиций, а также современного уровня развития теории и практики педагогических измерений.

Целью мониторинга общего среднего образования является:

  • Получение регулярной информации о качестве общеобразовательной подготовки школьников России, завершающих обучение по программам начального, основного и среднего общего образования по предметам федерального компонента базисного учебного плана.
  • Выявление тенденций в изменении качества общеобразовательной подготовки школьников России по предметам федерального компонента базисного учебного плана.
  • Определение факторов, влияющих на качество общеобразовательной подготовки школьников.

В 1999-2000 учебном году проводился первый этап мониторинга качества общего среднего образования (совместный приказ Минобразования России и Российской академии образования от 10.02.2000 г. № 436/5). Его целью было получение данных о состоянии подготовки выпускников основной школы по русскому языку и математике на основе выборочного анализа экзаменационных работ.

Изучение знаний этой совокупности учащихся позволяет получить данные, характеризующие подготовку школьников на завершающем этапе обязательного школьного образования, которое должно соответствовать содержанию и требованиям, принятым на государственном уровне для общеобразовательных школ.

Для проведения исследования была составлена представительная выборка учащихся 9 классов, обучающихся в школах, расположенных в различных регионах России. Результаты, полученные на такой выборке, с достаточным основанием можно распространить на всю совокупность выпускников основной школы.

Из всех субъектов РФ было отобрано 45 регионов, в каждом регионе от 1 до 8 школ, всего 179 школ. Формирование выборки школ проводилось на основе вероятностно-пропорционального метода с учетом следующих характеристик: административного деления региона; особенности местности, где расположена школа; наполняемости школы (число учащихся обследуемой совокупности), типа школы (общеобразовательная, лицей и т.п.). Список школ, отобранных для мониторинга результатов экзаменов по русскому языку и математике, был направлен в регионы только после проведения экзаменов, проверки работ и выставления отметок за экзамены. В каждой школе выбирался класс со средним уровнем подготовки. Экзаменационные работы были направлены в Москву в Центр оценки качества образования ИОСО РАО. Всего было получено 4169 экзаменационных работ по математике и столько же работ по русскому языку.

Около трети полученных работ были перепроверены и проанализированы. Для этого использовалась методика, разработанная сотрудниками Лаборатории обучения русскому (родному) языку и Отдела математики ИОСО. В перепроверке и анализе экзаменационных работ приняли участие научные сотрудники института и опытные учителя школ г. Москвы и экспериментальных школ РАО. На основе данных по перепроверенным работам были получены статистические показатели, характеризующие результаты экзаменов.

Для выявления факторов, оказывающих влияние на результаты обучения, использовались анкеты для учителей математики и русского языка, разработанные в Центре оценки качества образования. Всего было проанализировано 179 анкет учителей математики и 178 анкет учителей русского языка. Результаты анализа данных анкет также представлены в соответствующих разделах отчета.

Дополнительно собиралась информация о годовых отметках учащихся, попавших в выборку мониторинга.

Изучение математической подготовки выпускников основной школы

В исследовании 2000 г. была поставлена задача изучить подготовку выпускников основной школы с помощью анализа результатов письменного экзамена по алгебре в 9 классе, а также получить информацию, необходимую для создания банка данных о выполнении проверочных заданий. Кроме того, предполагалось выявить мнение учителей о методике проведения выпускного экзамена, которая предполагает использование открытого сборника экзаменационных заданий ("Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы" / Л. В. Кузнецова и др., изд. Дрофа, 1996-2000 годы издания), и о самом сборнике, используемом для государственной аттестации.

Учащиеся 9-х классов, включенные в выборку, выполняли 15 различных вариантов экзаменационной работы. Для анализа были выбраны только те варианты (№№ 11, 36, 44), которые выполняло достаточно большое число школьников (не менее 400):

  • 1) задания 1-7: работа №11; задания 8-10: №59, №133, №221;
  • 2) задания 1-7: работа №36; задания 8-10: №269, №70, №214;
  • 3) задания 1-7: работа №44; задания 8-10: №109, №8, №161.

Это обеспечило возможность использования результатов выборочного исследования для получения достоверной оценки состояния алгебраической подготовки совокупности выпускников основной школы.

Перепроверка работ учащихся была организована Центром оценки качества образования ИОСО РАО. Для этого были привлечены опытные учителя, работающие в различных школах г. Москвы, включая и экспериментальные базовые школы РАО (№91, №204, №315). Для соблюдения единых условий перепроверки были составлены схемы анализа для каждой из трех выбранных экзаменационных работ (№ 11, 36, 44) и разработаны специальные инструкции по их заполнению. При заполнении схемы эксперты фиксировали выполнение учащимся каждого задания работы, наличие у него выделенных в схеме ошибок и на основе критериев выставления оценок, предложенных в Сборнике, выставляли ученику балловую оценку за выполнение работы.

Структура и содержание экзаменационных работ

Государственная экзаменационная работа по алгебре для 9 класса состоит из двух частей. Первая часть включает 7 заданий, соответствующих уровню обязательной подготовки, а вторая - три более сложных, комплексных задания, для решения каждого из которых необходимо применить знания из различных разделов курса.

Выполнение заданий первой части позволяет зафиксировать достижение выпускником основной школы уровня обязательной алгебраической подготовки в соответствии с требованиями программы, выполнение работы в целом - достижение повышенного уровня обученности. Оценивание работ учащихся проводится на основе критериев, принятых для оценки выполнения экзаменационной работы и сформулированных в Сборнике.

В 2000 г. на уровне обязательной подготовки в выбранных для анализа экзаменационных работах проверялось овладение следующими умениями:

Выполнять тождественные преобразования:

  • дробных выражений;
  • выражений, содержащих степени с целым показателем;
  • квадратных корней;

Выполнять разложение многочлена на множители;

Выражать из формулы одну переменную через другие;

Решать уравнения:

  • линейные;
  • квадратные;

Решать системы уравнений второй степени;

Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения или системы уравнений;

Решать неравенства:

  • линейные;
  • двойные;
  • квадратные;

Строить график функции:

  • линейной;
  • квадратичной;

Читать график функции.

На уровне повышенной подготовки (во второй части экзаменационных работ) были проверены следующие умения:

  • Сравнивать и упорядочивать действительные числа;
  • Определять, применяя формулу n-го члена арифметической прогрессии, является ли данное число членом данной прогрессии;
  • Выполнять разложение многочлена на множители способом группировки;
  • Решать задачи на доказательство с применением свойств степеней и разложения многочленов на множители;
  • Решать системы уравнений, одно из которых второй степени, а другое - первой;
  • Решать текстовые задачи методом составления уравнения;
  • Исследовать уравнения с помощью графиков;
  • Решать системы неравенств, одно из которых второй степени;
  • Находить область определения дроби, в числителе которой - иррациональное выражение.

Изучение подготовки выпускников основной школы по русскому языку

Основой мониторинга качества подготовки по русскому языку в 9 классе была выбрана форма итоговой аттестации - изложение с элементами сочинения.

Эта форма проверки знаний, умений и навыков является обязательной и позволяет одновременно оценить уровень языковой и речевой компетенции учащихся.

Изучение сформированности умений и навыков по русскому языку проводилось с использованием сборника открытых текстов ("Русский язык". Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс./ Авторы-составители Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова). В исследовании предполагалось выявить мнение учителей о сборнике, используемом для государственной аттестации, особенности учебного процесса и организации итоговой аттестации.

Учащимся 9-х классов, включенным в выборку, были предложены 13 различных вариантов экзаменационной работы (№ 2, 3, 4, 11, 16, 18, 22, 24, 26, 50, 59, 60, 66). Всего из регионов было получено 4196 работ.

Для перепроверки и последующего анализа были выбраны только 5 вариантов (№ 3, 11, 24, 59, 66), которые выполняло достаточно большое число школьников (1211 учащихся или 29% от общего числа). Критерии выборки работ для перепроверки были следующими:

  • количественный показатель (наибольшее число работ по данной теме);
  • стилистическое и типологическое разнообразие текстов изложения, выбранных регионами (художественный - публицистический стили; описание - рассуждение - соединение разных типов речи);
  • географический показатель (столица - периферия; город - село).

Для соблюдения единых условий перепроверки была составлена схема анализа экзаменационных работ. Перепроверяя каждую работу (изложение с элементами сочинения), в схеме эксперты фиксировали сохранение компонентов исходного текста, наличие компонентов сочинения (соответствие теме исходного текста, выраженная личностная позиция, создание оригинального текста); наличие ошибок, отмеченных учителем и экспертом при перепроверке в соответствии с видами, указанными в "Нормах оценки знаний, умений, навыков учащихся по русскому языку". Несоответствие количества ошибок и их классификации у учителя и эксперта отражены в несовпадении отметки учителя и эксперта за работу в целом.

Структура и содержание экзаменационных работ

Изложение с элементами сочинения - работа комплексного типа, которая оценивалась двумя отметками: первая - за сохранение компонентов исходного текста, элементы сочинения, речевое оформление; вторая - за грамотность.

При оценке речевого оформления изложения и элементов сочинения учитывалось разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство, типологическое соответствие исходному тексту, число речевых недочетов.

Содержание изложения с элементами сочинения оценивалось по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли исходного текста;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения;
  • способность ясно, точно, аргументировано выразить свои мысли и чувства при ответе на поставленный вопрос (элемент сочинения).

К исходному тексту изложения предлагалось два задания:

1. Подробно перескажите текст и выразите свое отношение к проблеме, поднятой автором, в виде 2-3 предложений, нескольких тезисов, небольшого рассуждения.

В данном задании пересказа больше, чем элемента сочинения.

2. Сжато перескажите текст. Полно ответьте на вопрос по теме текста.

В данном задании ученику предлагается увеличить объем сочинения.

Та часть экзаменационных работ, которая являлась небольшим сочинением, особенно ярко выражает творческие возможности ученика, уровень его речевого и интеллектуального развития, поэтому оценка работы в целом определялась успешностью написания не только изложения, но и сочинения.

В том случае, если ученик писал сжатое изложение, то основной частью его работы становится сочинение по проблеме, поднятой в заданном тексте для изложения. Оценивалась такая работа по "Нормам оценки знаний, умений, навыков учащихся по русскому языку", предъявляемым к сочинениям.

Оценка качества содержания, речевого оформления, уровня правописания и языковой грамотности определялись "Нормами оценки знаний, умений, навыков учащихся по русскому языку", 1992 г.

Грамотность оценивалась по числу допущенных учеником ошибок: орфографических, пунктуационных, грамматических.

О Центре ОКО Исследования Публикации Новости Пишите нам

  Rambler's Top100 TopList