Rambler's Top100 Progress in International Reading Literacy Study
PIRLS
2001
Об исследовании
Участники
Результаты
Публикации
Изучение качества чтения и понимания текста

Международный проект "Исследование качества чтения и понимания текста" (Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS) является мониторинговым исследованием качества образования. Его целью является сравнение уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявление и интерпретация различий в национальных системах образования с целью совершенствования процесса обучения чтению. Данный проект осуществляется почти в 40 странах мира.

Исследование организовано Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievements). В России данное исследование проводится Центром оценки качества образования ИОСО РАО.

Представительная выборка учащихся выпускных классов начальной школы России состоит из 206 школ из 45 регионов России. В каждой школе проводится тестирование учащихся выпускного класса начальной школы, анкетирование учащихся и их родителей, а также анкетирование учителей и представителей администрации школы.

В исследовании оценивается в основном два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:

  • чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;
  • чтение с целью освоения и использования информации.

В соответствии с выделенными видами чтения были подобраны тексты и разработаны задания к ним. При чтении текстов различного типа оцениваются следующие умения:

  • нахождение информации, заданной в явном виде;
  • формулирование выводов;
  • интерпретация и обобщение информации;
  • анализ и оценка содержания, языка и элементов текста.

Каждое из разработанных заданий в исследовании оценивает сформированность одного из вышеперечисленных умений.

В исследовании каждый ученик выполняет задания, объединенные в две группы (две части теста), на выполнение которых отводится 40 мин. Учащимся предлагается прочитать текст и ответить на вопросы на понимание содержания прочитанного. В тесте используются задания двух типов: задания с выбором ответа и задания со свободно конструируемыми ответами. При выполнении заданий с выбором ответа ученик должен выбрать из четырех предложенных ответов тот, который лучше других соответствует заданному вопросу. Среди предложенных ответов только один верный. Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл.

Выполняя задания со свободно-конструируемыми ответами, ученик должен самостоятельно записать свой ответ на поставленный вопрос. Ответы учащихся оцениваются специалистами (после соответствующей подготовки) с помощью руководства, в котором изложена единая система кодирования, содержащая описание критериев для выставления баллов за выполнение задания. Данное руководство позволяет проверяющим обоснованно и надежно выставить тот или иной балл. Каждое задание со свободно-конструируемым ответом оценивается определенным числом баллов (1, 2 или 3 в зависимости от глубины понимания содержания текста или умения обосновать свой ответ с помощью прочитанного текста).

Учащимся сообщается, сколько баллов может быть выставлено за выполнение каждого задания со свободно-конструируемыми ответами. Это делается с помощью картинки с карандашом, около которого показана соответствующая цифра.

Международный тест по чтению разработан ведущими специалистами мира в области тестирования и обучения чтению. В его создании принимали участие также и российские специалисты.

Все варианты теста состоят из двух частей. В одной части дается литературный текст, в другой - научно-популярный. Большая часть заданий теста с выбором ответа, один из которых правильный. Остальная часть заданий со свободными ответами, при выполнении которых учащиеся должны сами написать свой ответ в специально отведенном для этого месте.

Все варианты теста имеют одинаковую структуру и уровень трудности. В девяти вариантах теста тексты и задания напечатаны в одной тетради. В одном варианте "Природа" - тексты и задания даются в различных тетрадях: тексты - в книге для чтения, задания - в рабочей тетради.

На тестирование отводится более 2 ч (от 135 до 155 мин).

Для анкетирования используются 4 вида анкет: анкета для учащихся, анкета для родителей, анкета для учителя и анкета для администрации школы.

В исследовании собирается следующая информация:

Анкета для учащихся:

  • 1. Демографические характеристики учащихся.
  • 2. Организация учебного процесса глазами учащихся.
  • 3. Отношение учащихся к чтению.
  • 4. Выполнение домашнего задания по чтению.
  • 5. Отношение учащихся к школе.
  • 6. Социально-экономический статус семьи.

Анкета для родителей:

  • 1. Подготовка ребенка к школе.
  • 2. Характер занятий с ребенком.
  • 3. Отношение родителей к школе.
  • 4. Образование родителей.
  • 5. Профессиональная деятельность.
  • 6. Социально-экономический статус семьи.

Анкета для учителя:

  • 1. Демографические характеристики учителя.
  • 2. Характеристика тестируемого класса.
  • 3. Особенности обучения русскому языку и чтению.
  • 4. Оценка учебных достижений.
  • 5. Система повышения профессионального мастерства.
  • 6. Взаимосвязь с семьей.

Анкета для администрации школы:

  • 1. Характеристика школы.
  • 2. Организация учебного процесса.
  • 3. Материально-техническое обеспечение.
  • 4. Взаимосвязь с семьей.
  • 5. Отношения в школе.
  • 6. Распределение рабочего времени директора школы.
О Центре ОКО Исследования Публикации Новости Пишите нам

  Rambler's Top100 TopList