Rambler's Top100 Progress in International Reading Literacy Study
PIRLS
2006
Об исследовании
Участники
Результаты
Публикации
Изучение качества чтения и понимания текста

Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – это мониторинговое исследование, организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Данное исследование сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявляет различия в национальных системах образования. Исследование проводится циклично – один раз в пять лет, к настоящему времени проведен один цикл исследования - в 2001 году.

Целью участия нашей страны в этом исследовании было получить ответы на ряд вопросов:

•  Насколько хорошо читают российские выпускники начальной школы по сравнению со своими сверстниками в других странах?

•  Какими уровнями читательской грамотности владеют российские школьники?

•  Улучшилась ли ситуация с чтением по сравнению с 2001 годом?

•  Любят ли читать учащиеся четвертого класса?

•  Как семья способствует развитию грамотности?

•  Как на сегодняшний день организован процесс обучения чтению в школах нашей страны?

•  Имеет ли процесс обучения чтению в России особенности по сравнению с другими странами и если да, в чем заключаются эти особенности? Отличаются ли методы обучения, которые используют наши учителя в начальной школе, от методов, используемых учителями в других странах?

В исследовании оценивались два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:

- чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;

- чтение с целью освоения и использования информации.

Для проведения тестирования учащихся были подготовлены 10 текстов (5 литературных и 5 информационных) и 126 заданий к ним. Зада ния были различны по форме ответа: задания с выбором ответа из четырех предложенных; задания с кратким ответом на установление последовательности событий; задания со свободно-конструируемым ответом.

При чтении литературных и информационных (научно-популярных) текстов в исследовании оценивались четыре группы читательских умений:

- нахождение информации, заданной в явном виде;

- формулирование выводов;

- интерпретация и обобщение информации;

- анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Поскольку исследование PIRLS является мониторинговым и как одну из своих основных задач ставит изучение динамики качества чтения, необходимым условием проведения исследования является повторное использование части текстов и заданий к ним в каждом из циклов. Так, в 2006 году использовалось 2 литературных и 2 научно-популярных текста, входивших в инструментарий 2001 года. Таким образом, у стран, участвовавших в исследовании и в 2001, и в 2006 годах, была возможность сравнить результаты выполнения 49 заданий к этим текстам.

На выполнение теста учащимся давалось 80 минут (две части работы по 40 мин с перерывом). Каждая тетрадь включала два текста с заданиями (один текст - литературный, другой - научно-популярный).

Для сбора информации о состоянии факторов, позволяющих интерпретировать результаты исследования, в инструментарий были включены:

•  Анкета для учащегося;

•  Анкета для учителя;

•  Анкета для родителей;

•  Анкета для администрации школы.

 

О Центре ОКО Исследования Публикации Новости Пишите нам

  Rambler's Top100 TopList