Rambler's Top100 Second Information Technology in Education Study
SITES
1999
Об исследовании
Участники
Результаты
Публикации
Второе сравнительное исследование применения информационных и коммуникационных технологий в образовании

В 1997 году IEA (The International Association for the Evaluation of Educational Achievement) начала подготовку ко второму международному исследованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании (SITES), которое состоит из трех "модулей" (проходит в три этапа):

  • Модуль 1: исследование на уровне школ (начальная, основная, старшая) 1997-1999 г.
  • Модуль 2: исследование ряда школ, в которых внедрение ИКТ привело к появлению образовательных инноваций (1999-2001)
  • Модуль 3: исследование на уровне школ, учителей и учащихся (2000-2005).

Как известно, Россия серьезно отстает от развитых стран в области внедрения в школу достижений информационно-коммуникационной индустрии. И поэтому, чтобы не повторять чужих ошибок, нам было важно участвовать в этом исследовании.

Опрос в рамках первого модуля проходил в 1998/99 учебном году. Он был сфокусирован на следующих аспектах внедрения ИКТ в школе:

Содержание. Какие цели в области внедрения ИКТ имеет в виду школа и какие возможности использования ИКТ она предлагает учащимся?

Инфраструктура. Какими техническими возможностями ИКТ располагает школа ?

Развитие кадрового потенциала. Как организовано повышение квалификации в области ИКТ, какие преимущества имеет учитель, использующий ИКТ?

Управление и организация. Какие меры принимаются для того, чтобы использовать ИКТ, в какой мере директора школ стремятся применять ИКТ?

Рассмотрим подробнее перечисленные аспекты.

Центральным фокусом исследования является, конечно, содержание во взаимоотношении с тремя остальными сферами.

Необходимо сказать и о другой грани исследования, которая имеет непосредственное отношение к дискуссиям относительно места ИКТ в обществе и образовании. Одним из тезисов, высказываемых в ходе данной дискуссии, является утверждение о том, что знания, приобретаемые в школе, устаревают за все более короткое время и что традиционная парадигма образования , нацеленная на передачу знаний и умений (будем называть ее старой парадигмой), в информационном обществе уже не работает. Поэтому образовательная система должна переориентироваться в первую очередь на то, чтобы прививать навыки самостоятельного и непрерывного обучения - соответствующую образовательную парадигму будем называть "новой" (то, что в советской педагогике называли "учить учиться"). И имеется убежденность в том, что ИКТ будет играть большую роль в этом преобразовании не только как область, в которой учащиеся должны получить систему знаний и навыков: ожидается, что ИКТ послужит катализатором, который будет способствовать изменениям образовательной системы. Сейчас ИКТ используются в рамках старой образовательной парадигмы. Это показали прежние исследования: компьютер по большей части играет роль тренажера для отстающих учащихся. Это иллюстрируют данные исследования TIMSS из которых следует, что во многих странах учащиеся, которые часто использовали компьютер, отстают в своих образовательных достижениях по математике примерно на год от тех, которые использовали его редко.

Очевидно, что ИКТ можно использовать как в рамках новой образовательной парадигмы, так и в рамках старой, поэтому можно условно выделить 4 типа школ:

1. новая парадигма и широкое использование ИКТ

2. старая парадигма и широкое использование ИКТ

3. новая парадигма и малое использование ИКТ

4. старая парадигма и малое использование ИКТ

Таким образом, исследование было сфокусировано на роли ИКТ в рамках двух образовательных парадигм. При этом различались:

  • Содержание и педагогическая технология, которые намеревается реализовать школа (далее - намерения).
  • Содержание и педагогическая технология, реализованные как возможности, предоставляемые детям (далее - возможности).
  • Содержание, реализованное как достигнутые результаты обучения (далее - результаты).

Что касается намерений, то было решено получить от директоров школ информацию о том, в какой степени ИКТ способствуют реализации той или другой парадигмы.

Возможности рассматривались с трех точек зрения: возможности изучения собственно ИКТ; возможности в рамках традиционной парадигмы; возможности в рамках новой парадигмы.

Инфраструктура.

Успех деятельности школы зависит от многих, в частности, технических условий. Понятно также, что школа может ставить перед собой определенные цели только тогда, когда для этого имеются соответствующие условия. Что касается ИКТ, то здесь были рассмотрены две области: оборудование и программное обес-печение.

Оборудование.

Основным показателем здесь является отношение количества компьютеров в школе к числу учащихся, которые ими пользуются. Важными являются также качественные показатели используемой компьютерной техники.

Была выдвинута гипотеза о том, что эти показатели связаны c показателями, отражающими содержание, например:

  • в какой степени воспринята новая парадигма;
  • осознание вклада ИКТ в реализацию целей новой парадигмы;
  • осознание уместности ИКТ;
  • осознание удобства и практичности ИКТ.

Программное обеспечение.

В этой области различалось:

  • Программное обеспечение общего назначения
  • Программное обеспечение, специфичное для предметов изучения.
  • Развитие кадрового потенциала.

В любой образовательной инновации учитель играет ключевую роль. И если учителя неспособны реализовать новую методику, инновация проваливается. Поэтому было очень важно собрать информацию о квалификации учителей в области ИКТ, об их потребностях в этой области, пригодности тех или иных средств, о том, какие методики они используют и какие средства ИКТ необходимы для их реализации. Таким образом, исследование должно было дать ответы на следующие вопросы:

  • Какую политику проводит школа, чтобы стимулировать учителей использовать ИКТ?
  • Какие требования предъявляет школа к развитию кадрового потенциала?
  • Какие существуют возможности повышения квалификации?
  • Каковы инвестиции в развитие кадрового потенциала?
  • Каковы потребности школы в области развития кадрового потенциала?

Управление.

Образовательные инновации могут поначалу продвигаться за счет энтузиастов. Однако, если не будет соответствующей организационной поддержки, эти инновации не получат широкого распространения. Такая поддержка может иметь разные формы:

  • Стимулирование создания инфраструктуры ИКТ;
  • Создание климата, поддерживающего использование ИКТ;
  • Политика стимулирования интеграции ИКТ в методику преподавания;
  • Создание компьютерных классов или использование компьютеров в предметных кабинетах.

Технология проведения исследования.

Как правило, все исследования IEA являются срезовыми, в которых состояние системы образования изучается в процессе тестирования и анкетирования школьников, а также анкетирования учителей и администрации школы, проводимых во всех выбранных школах стран-участниц одновременно. Кроме того, все такие исследования являются выборочными: анкетирование проводится не во всех школах, а в тех, которые попали в выборку, отбор происходит случайным образом по специальной технологии, утвержденной для каждой отдельной страны. Количество выбранных школ должно быть одинаково для всех стран-участниц. Результаты всех таких исследований интерпретируются по отношению к выбранной группе - популяции - учащихся. Для того, чтобы обеспечить сравнимость данных по разным странам, популяции определяются на основе возрастного критерия.

Модуль 1 был сфокусирован на трех популяциях П1, П2 и П3. Для России эти популяции приблизительно соответствуют начальной школе, 7-9 классам основной школы, и 11 классу полной средней школы.

Выборки исследования SITES состояли из 200 школ, из них в опросе приняли участие те, в которых компьютеры использовались в обучении. В российскую выборку отбирались рколы из 51 региона страны. Данная выборка представляет порядка 95% учащихся указанных популяций. Из каждого региона случайным образом отбиралось определенное количество школ. В каждую такую школу высылались анкеты, если школа использовала компьютеры в обучении, заполненные анкеты возвращались в Центр оценки качества образования. В российской выборке таких школ оказалось 106.

Данные из анкет вводились в компьютер и отсылались по электронной почте в Центр обработки данных IEA в Гамбурге. После предварительной обработки осуществлялась сверка данных. Выверенные данные вновь отсылались в Центр обработки.

О Центре ОКО Исследования Публикации Новости Пишите нам

  Rambler's Top100 TopList