Rambler's Top100 Third International Mathematics and Science Study
TIMSS
1995
Об исследовании
Участники
Результаты
Публикации
Третье международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования

Наиболее важным международным исследованием по оценке качества образования в мире в 90-х годах, в котором участвовала Российская Федерация, было третье международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования - TIMSS. Цель исследования - сравнительная оценка естественно-математической подготовки учащихся средней школы в странах с различными системами образования и выявление факторов, влияющих на уровень этой подготовки.

Задачи исследования ТIMSS реализовались по пяти направлениям:

I. Сбор, анализ и обобщение информации о системах образования участвующих в исследовании стран.

II. Анализ и сравнение систем естественно-математического образования на уровне определения целей, планирования содержания образования и требований к подготовке учащихся по конкретным предметам (анализ учебных планов, программ и учебников по естественно-математическим предметам).

III. Анализ учебного процесса обучения математике и естественнонаучным предметам (организации учебного процесса, методов преподавания, возможностей, представляемых учащимся при обучении математике и естественнонаучным предметам, обеспечения учебного процесса литературой и другими средствами обучения и др.).

IV. Оценка результатов обучения, включающая не только оценку учебных достижений учащихся по естественно-математическим предметам, но и выявления их отношений.

V. Анализ взаимосвязи планируемого и реализуемого уровней образования с одной стороны и результатами обучения (достигнутым уровнем образования) с другой стороны.

В ходе исследования анализировалось содержание школьного математического и естественнонаучного образования, а также оценивалась математическая и естественнонаучная подготовка учащихся начальной школы (3-4 классы), основной школы (7-8 классы), а также выпускников средней школы. Обязательным для всех стран было участие в тестировании учащихся основной школы. Одновременно с тестированием школьников оценивались учебные достижения в процессе выполнения учащимися практических работ. Россия участвовала только в изучении качества математического и естественнонаучного образования в основной и старшей школе. Результаты исследований TIMSS для начальной, основной и старшей школы, включая анализ результатов выполнения практического теста отражены в международных отчетах.

Исследование проводилось специалистами Центра оценки качества образования ИОСО РАО. В его задачи входили организация и проведение исследования в стране, участие в разработке и адаптация инструментария к условиям России, формирование представительной выборки учащихся России, подготовка материалов исследования (их перевод, адаптация, подготовка к печати, тиражирование), организация и проведение тестирования и анкетирования по школам страны, обеспечение контроля за качеством проведения исследования в России, ввод и обработка данных, анализ результатов исследования, подготовка научных и технических отчетов, создание банка данных исследования. Организация и проведение исследования TIMSS в 40 регионах России осуществлялись при непосредственном участии Министерства образования Российской Федерации через министерства образования республик, управления или департаменты образования отобранных регионов России, педагогические институты, институты повышения квалификации работников образования и другие учреждения. Более 2000 специалистов в области образования приняли участие в проведении исследования TIMSS в России.

Участие России в исследовании TIMSS позволило получить сравнительные данные о математической и естественнонаучной подготовке школьников и о системах образования участвовавших в исследовании стран, сравнить содержание математического и естественнонаучного образования и образовательных стандартов в России с требованиями к образовательной подготовке учащихся, предъявляемыми в различных странах. Участие специалистов Центра оценки качества образования ИОСО РАО в разработке методики сравнительной оценки подготовки школьников, используемой в исследовании TIMSS, способствовало овладению российскими специалистами методикой проведения массовых обследований, соответствующей последним достижениям в этой области. Участие нашей страны в данном исследовании позволило также получить информацию о системе образования в России, которой она раньше не располагала.

О Центре ОКО Исследования Публикации Новости Пишите нам

  Rambler's Top100 TopList