Rambler's Top100 Third International Mathematics and Science Study
TIMSS
1995
Об исследовании
Участники
Результаты
Публикации
Третье международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования

7-8 классы основной школы

Ниже представлены результаты одной из частей исследования - тестирования учащихся 7 и 8 классов основной школы по математике и естествознанию.

При анализе представленных результатов необходимо учитывать особенности проведения международного тестирования: непривычную форму проверки для большинства наших учащихся (выполнение более 60 заданий за 90 мин), включение в одну работу заданий по математике и всем естественнонаучным предметам, наличие заданий на внепрограммный материал из-за значительных различиях учебных программ для каждой из стран и др. Например, больше половины заданий по математике проверяло усвоение материала, который изучался 2-3 года назад, и тем самым оценивалась прочность усвоения данного материала. В то же время в большинстве других стран учащиеся все еще изучали данный материал к моменту проведения тестирования. Необходимо отметить, что некоторые основные темы курсов алгебры и геометрии, физики, химии, биологии и географии нашей школы вообще не были затронуты в проверке, так как этот материал не входил в программы других стран. Поэтому наши учащиеся не получили возможности продемонстрировать уровень усвоения значительного по объему материала, который ими был изучен к моменту проведения тестирования. Однако, результаты исследования позволяют получить сравнительные данные о математической и естественнонаучной подготовке учащихся в различных странах на уровне требований международного теста.

В таблицах 1 и 2 проводятся результаты тестирования учащихся 7 и 8 классов стран-участниц. Для каждой страны дается средний балл выполнения математической и естественнонаучной части тестов по международной шкале.

По отношению к результатам учащихся России все другие страны можно распределить на три группы. В первую группу вошли страны, результаты которых существенно выше российских, во вторую группу - страны, результаты которых существенно не отличаются от результатов российских школьников и в третью - страны, результаты которых существенно ниже наших.

По математике в первую группу вошли 5 стран: Сингапур, Южная Корея, Япония, Гонконг, Чешская Республика; во вторую группу - 14 стран (среди них: Австралия, Австрия, Венгрия, Канада, Франция, Швейцария и др.). Третью группу составили 19 стран (среди них: Англия, Германия, Литва, Латвия, США, Шотландия и др.).

По естественнонаучным предметам первая группа стран включала Сингапур, Чешскую Республику, Японию, Южную Корею, Нидерланды, Словению и Австрию. Во вторую группу вошли 16 стран, среди которых Венгрия, Англия, США, Германия, Канада и др. В третьей группе оказались 16 страны (среди них: Швейцария, Дания, Испания, Франция, Литва, Латвия, Иран и др.).

Для сравнения учащихся по уровню математической и естественнонаучной подготовки были выделены три уровня результатов тестирования. Первый уровень - это самые высокие результаты, которые показала десятая часть учащихся всех стран. Достижение этого уровня свидетельствовало о высоком уровне математической и естественнонаучной подготовки. Второй уровень (ниже первого) - результаты, показанные лучшей четвертью учащихся всех стран, а третий уровень ( ниже второго) - результаты, продемонстрированные лучшей половиной учащихся. Согласно этим международным критериям самый высокий уровень математической подготовки показали 10% российских учащихся, подготовка 30% наших учащихся отвечает второму выделенному уровню, подготовка 60% наших учащихся отвечает третьему выделенному уровню. Качество естественнонаучной подготовки школьников России характеризуется следующими показателями: 11% лучших восьмиклассников России достигли или превысили первый уровень, подготовка 29% учащихся соответствует второму уровню, а 56% учащихся - третьему уровню. Необходимо отметить, что эти результаты значительно ниже по сравнению с лучшими странами, составившими первую группу.

Однако, результаты международного тестирования выявили ряд проблем в системе математического и естественнонаучного образования.

К существенным недочетам математической подготовки учащихся школ России следует отнести: неумение применить полученные знания и умения к реальным ситуациям, характерным для повседневной жизни; недостаточное развитие пространственных геометрических представлений; недостаточное развитие имеющих большую практическую значимость вероятностных представлений, а также умения интерпретировать количественную информацию, представленную в характерной для средств массовой информации форме таблиц, диаграмм и графиков реальных зависимостей.

По предметам естественнонаучного цикла российские школьники продемонстрировали более высокие знания фактографического материала, умения воспроизводить их и применять в знакомой ситуации и ниже умения интегрировать эти знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем нас мире. Достаточно низкие результаты наших школьников по некоторым вопросам естествознания (физиологии человека, диетологии, общей биологии и экологии) объясняются отсутствием большинства этих вопросов в программах основной школы. Это указывает на необходимость учета мирового опыта более широкого и раннего ознакомления учащихся с данными разделами естествознания. Очевидна необходимость усиления практической направленности изучения вопросов естествознания и их интеграции.

Таблица 1. Результаты тестирования учащихся 7-8 классов по математике

8 класс
7 класс
Страна
Средний балл
Страна
Средний балл
Сингапур
643
Сингапур
601
Корея
607
Корея
577
Япония
605
Япония
571
Гонконг
588
Гонконг
564
Бельгия (фл.)
565
Бельгия (фл.)
558
Чешская Республика
564
Чешская Республика
523
Словацкая Республика
547
Нидерланды
516
Швейцария
545
Болгария
514
Нидерланды
541
Австрия
509
Словения
541
Словацкая Республика
508
Болгария*
540
Бельгия (фр.)
507
Австрия
539
Швейцария
506
Франция
538
Венгрия
502
Венгрия
537
Российская Федерация
501
Российская Федерация
535
Словения
498
Австралия
530
Австралия
498
Ирландия
527
Таиланд
495
Канада
527
Канада
494
Бельгия (фр.)
526
Франция
492
Таиланд
522
Германия
484
Израиль
522
Швеция
477
Швеция
519
Англия
476
Германия
509
США
476
Новая Зеландия
508
Новая Зеландия
472
Англия
506
Дания
465
Норвегия
503
Шотландия
463
Дания
502
Латвия
462
США
500
Норвегия
461
Шотландия
498
Исландия
459
Латвия
493
Румыния
454
Испания
487
Испания
448
Исландия
487
Кипр
446
Греция
484
Греция
440
Румыния
482
Литва
428
Литва
477
Португалия
423
Кипр
474
Иран
401
Португалия
454
Колумбия
369
Иран
428
Южная Африка
348
Кувейт
392
Колумбия
385
Южная Африка
354

* страны, выделенные курсивом, не выполнили все требования к формированию представительной выборки учащихся.

Источник: IEA Third International Mathematics and Science Study (TIMSS 1994-95)

Таблица 2. Результаты тестирования учащихся 7-8 классов по естествознанию

8 класс
7 класс
Страна
Средний балл
Страна
Средний балл
Сингапур
607
Сингапур
545
Чешская Республика
574
Корея
535
Япония
571
Чешская Республика
533
Корея
565
Япония
531
Болгария
565
Болгария
531
Нидерланды
560
Словения
530
Словения
560
Бельгия (фл.)
529
Австрия
558
Австрия
519
Венгрия
554
Венгрия
518
Англия
552
Нидерланды
517
Бельгия (фл.)
550
Англия
512
Австралия
545
Словацкая Республика
510
Словацкая Республика
544
США
508
Российская Федерация
538
Австралия
504
Ирландия
538
Германия
499
Швеция
535
Канада
499
США
534
Гонконг
495
Германия
531
Ирландия
495
Канада
531
Таиланд
493
Норвегия
527
Швеция
488
Новая Зеландия
525
Российская Федерация
484
Таиланд
525
Швейцария
484
Израиль
524
Норвегия
483
Гонконг
522
Новая Зеландия
481
Швейцария
522
Испания
477
Шотландия
517
Шотландия
468
Испания
517
Исландия
462
Франция
498
Румыния
452
Греция
497
Франция
451
Исландия
494
Греция
449
Румыния
486
Бельгия (фр.)
442
Латвия
485
Дания
439
Португалия
480
Иран
436
Дания
478
Латвия
435
Литва
476
Португалия
428
Бельгия (фр.)
471
Кипр
420
Иран
470
Литва
403
Кипр
463
Колумбия
387
Кувейт
430
Южная Африка
317
Колумбия
441
Южная Африка
326

* страны, выделенные курсивом, не выполнили все требования к формированию представительной выборки учащихся.

Источник: IEA Third International Mathematics and Science Study (TIMSS 1994-95)

11 классы средней школы

Ниже представлены некоторые результаты второго этапа исследования - оценки математической и естественнонаучной подготовки выпускников средней школы.

В подготовке выпускников средней школы были выделены два аспекта. Первый - оценка "математической и естественнонаучной грамотности" - готовности решать повседневные жизненные задачи, в которых необходимо использовать математические или естественнонаучные знания. Второй - оценка математической и физической подготовки выпускников средней школы, изучавших углубленные курсы этих предметов.

Уникальность и важность этого исследования для России объясняется тем, что впервые была сделана попытка оценить практическую составляющую математической и естественнонаучной подготовки наших выпускников средней школы с позиций международных приоритетов в решении проблемы социальной адаптации подростков в современном мире. Кроме того, впервые оценивался уровень подготовки той группы выпускников, которая в будущем составит научно-техническую элиту страны. Учебные достижения именно этой группы рассматриваются многими странами как показатель конкурентоспособности страны в области фундаментальных наук и новейших технологий.

Математическая и естественнонаучная грамотность

Оценка уровня математической и естественнонаучной грамотности проводилась с помощью одного общего теста, который содержал задания, проверяющие знание основных математических и естественнонаучных понятий и их применение в контексте повседневной жизни, а также умения анализировать предложенные ситуации, устанавливать причинно-следственные связи, применять свои знания в различных социальных контекстах. Во всех странах тест выполняли выпускники средней школы, независимо от того, изучали ли они математику или естественнонаучные предметы в старшей школе или нет. Во многих странах данный тест выполняли также и выпускники средних профессиональных и технических школ.

На результаты выполнения тестов в России оказали значительное влияние содержание теста и форма его проведения. Условия проведения тестирования были непривычными для наших учащихся. За весьма ограниченное время (90 минут) ученик должен был выполнить 60 заданий, для ответа на которые требовалось использовать знания по нескольким учебным предметам (математике, физике, биологии, химии и др.), причем в 15-17 заданиях записать решение или объяснение полученного ответа. Почти все математические задания теста были составлены на материале, который наши учащиеся изучали в 5-6 классах, а учащиеся ряда других стран изучали его позже. Часть заданий по естествознанию включала вопросы, которым не уделялось внимание в школьных курсах естественнонаучных предметов, например, экологии, методам научного познания.

Математическая грамотность

Самые высокие результаты показали учащиеся трех стран - Нидерландов, Швеции, Дании. По отношению к России все страны распределяются на три группы: результаты существенно выше, чем в России - Нидерланды, Швеция, Дания, Швейцария, Исландия, Норвегия, Франция, Новая Зеландия, Канада, Австрия; результаты не отличаются от России - Германия, Венгрия, Италия, Литва, Чешская Республика, США; результаты существенно ниже, чем в России - Кипр, Южная Африка.

Очевидно, что давно поставленная перед нашей школой цель - подготовить выпускников к свободному использованию математики в повседневной жизни, в значительной степени не достигается на уровне ряда требований международного теста на математическую грамотность. Необходимо отметить, что на уровне тех же требований эта цель не достигается и в других странах, принимавших участие в исследовании, хотя они и уделяют значительное внимание реализации практической направленности в течение всех лет обучения в школе (по ряду проверочных заданий их результаты хотя и выше российских, но явно не могут считаться удовлетворительными).

Таблица 3. Результаты тестирования выпускников средней школы по математике и естествознанию

Математическая и естественнонаучная грамотность *
Страна
Средний балл
Нидерланды **
559
Швеция
555
Исландия
541
Норвегия
536
Швейцария
531
Дания
528
Канада
526
Новая Зеландия
525
Австрия
519
Австралия
525
Словения
514
Франция
505
Германия
496
Чешская Республика
476
Венгрия
477
Российская Федерация
476
Италия
475
США
471
Литва
465
Кипр
447
Южная Африка
352
Сред. межд. балл
500

* При сравнении все страны разделены на три группы: страны, имеющие результаты значительно выше среднего международного балла (в верхней выделенной части таблицы); страны, результаты которых не отличаются от среднего международного балла (средняя часть таблицы) и страны, результаты которых существенно ниже среднего международного балла (нижняя выделенная часть таблицы)

** страны, выделенные курсивом, не выполнили все требования к формированию представительной выборки учащихся.

Источник: IEA Third International Mathematics and Science Study (TIMSS 1994-95)

Естественнонаучная грамотность

Выпускники двенадцати стран имеют значительно более высокий уровень естественнонаучной грамотности, чем в России. К ним относятся в основном европейские страны (Нидерланды, Швеция, Исландия, Норвегия, Дания и др.), а также Канада, Австралия и Новая Зеландия. Только две страны Кипр и Южная Африка имеют результаты ниже российских.

Результаты выполнения международного теста выявили недостаточный уровень естественнонаучной грамотности российских выпускников, их умений применять знания, полученные при изучении естественнонаучных предметов в реальных ситуациях. Только по пяти заданиям, в основном на понимание простой информации, результаты российских школьников были выше средних международных результатов.

Анализ результатов свидетельствует о необходимости усиления внимания к формированию основных естественнонаучных понятий, их применению к описанию и объяснению реальных ситуаций из повседневной жизни. Особые усилия должны быть направлены на развитие интеллектуальных умений, способствующих критическому анализу предложенных ситуаций, их объяснению и решению поставленных проблем.

Таблица 4. Результаты выполнения математической и естественнонаучной части теста выпускниками средней школы

Математическая грамотность *
Естественнонаучная грамотность *
Страна
Сред. балл
Страна
Сред. балл
Нидерланды **560Швеция559
Швеция552Нидерланды** 558
Дания547Исландия549
Швейцария540Норвегия544
Исландия534Канада532
Норвегия528Новая Зеландия529
Франция523Швейцария523
Новая Зеландия522Австрия520
Канада519Австралия527
Австрия518Словения517
Австралия522Дания509
Словения512Германия497
Германия 495Чешская Республика487
Чешская Республика466Франция487
Венгрия483Российская Федерация481
Италия476США480
Российская Федерация 471Италия475
Литва469Венгрия471
США461Литва461
Кипр446Кипр448
Южная Африка356Южная Африка349
Сред. межд. балл 500 Сред. межд. балл 500

* При сравнении все страны разделены на три группы: страны, имеющие результаты значительно выше среднего международного балла (в верхней выделенной части таблицы); страны, результаты которых не отличаются от среднего международного балла (средняя часть таблицы) и страны, результаты которых существенно ниже среднего международного балла (нижняя выделенная часть таблицы)

** страны, выделенные курсивом, не выполнили все требования к формированию представительной выборки учащихся.

Источник: IEA Third International Mathematics and Science Study (TIMSS 1994-95)

Углубленный курс математики

Попарное сравнение стран показало, что Франция является явным лидером, так как результаты 14 стран (исключая Россию и Австралию) существенно ниже французских (таблица 5).

Средний результат по России явно выше по сравнению с некоторыми странами. Однако при этом весьма велик разброс результатов, показанных нашими выпускниками. То есть подготовка наших учащихся очень неравномерна. Эта особенность привела к тому, что итоги тестирования ряда стран, имеющих более низкий средний результат, но меньший разброс, статистически не отличаются от российских: Греция, Канада, Кипр, Литва, Швеция.

При оценке состояния математической подготовки учащихся, изучавших углубленный курс математики, основное внимание уделялось проверке материала четырех содержательных линий курса математики: Числа. Уравнения. Функции; Элементы математического анализа; Геометрия; Вероятность и статистика .

По сравнению с другими странами подготовка наших выпускников несколько ниже только по теме "Вероятность. Комбинаторика. Статистика". Очевидно, что это оказало определенное влияние на снижение общих результатов тестирования.

Таблица 5. Результаты тестирования по углубленному курсу математики

Углубленная математика *
Страна
Средний балл
Франция
557
Российская Федерация
542
Швейцария
533
Дания**
522
Кипр
518
Литва
516
Австралия
525
Греция
513
Швеция
512
Канада
509
Словения
475
Италия
474
Чешская Республика
469
Германия
465
США
442
Австрия
436
Сред. межд. балл
501

* При сравнении все страны разделены на три группы: страны, имеющие результаты значительно выше среднего международного балла (в верхней выделенной части таблицы); страны, результаты которых не отличаются от среднего международного балла (средняя часть таблицы) и страны, результаты которых существенно ниже среднего международного балла (нижняя выделенная часть таблицы).

** страны, выделенные курсивом, не выполнили все требования к формированию представительной выборки учащихся.

Источник: IEA Third International Mathematics and Science Study (TIMSS 1994-95)

Физика

Тест по физике в большинстве стран выполняли только те выпускники, которые в старшей средней школе изучали физику, как правило, по выбору. Обычно это выпускники, которые интересуются этим предметом и планируют продолжить свое образование в области физики или смежной с физикой области. Учитывая это, в российскую выборку были включены выпускники школы, изучавшие углубленный курс физики.

По результатам международного теста российские школьники вошли в лучшую тройку стран мира (таблица 6). Результаты школьников Норвегии и Швеции хотя и выше, но статистически не отличаются от результатов российских школьников.

Так же как и по математике, разброс результатов российских школьников по физике очень большой, в связи с этим Россия не имеет существенных различий еще со следующими странами (Данией, Словенией,. Германией, Австралией и Латвией). Результаты существенно ниже, чем в России у восьми стран: Кипра, Швейцарии, Греции, Канады, Франции, Чешской Республики, Австрии и США.

Результаты российских школьников существенно выше средних международных результатов по всем разделам физики, включенным в тест, кроме волновой физики. Сравнение результатов российских школьников по различным разделам физики (механике, молекулярной физике и теплоте, электродинамике, волновой физике, специальной теории относительности, ядерной и квантовой физике) показало, что они практически одинаковы.. Это означает, что подготовка учащихся российских школ, изучавших углубленный курс физики, достаточно однородна по всему курсу физики.

Таблица 6. Результаты тестирования по физике

Физика *
Страна
Средний балл
Норвегия581
Швеция573
Российская Федерация 545
Дания **534
Словения523
Германия522
Австралия518
Кипр494
Латвия488
Греция486
Швейцария488
Канада485
Франция466
Чешская Республика451
Австрия435
США423
Сред. межд. балл501

* При сравнении все страны разделены на три группы: страны, имеющие результаты значительно выше среднего международного балла (в верхней выделенной части таблицы); страны, результаты которых не отличаются от среднего международного балла (средняя часть таблицы) и страны, результаты которых существенно ниже среднего международного балла (нижняя выделенная часть таблицы).

** страны, выделенные курсивом, не выполнили все требования к формированию представительной выборки учащихся.

Источник: IEA Third International Mathematics and Science Study (TIMSS 1994-95)

Наши учащиеся хорошо справились с расчетными задачами. Заметно слабее умения учащихся качественно анализировать и объяснять физические явления и умения методологического характера.

Учитывая то, что содержание тестов в основном соответствовало программам общеобразовательных классов, полученные результаты для классов с углубленным изучением надо рассматривать как весьма невысокие на уровне требований отечественной школы.

Сравнение результатов выполнения нашими учащимися заданий на основные требования программы по физике и те, которые не вошли в число основных, не выявило существенных различий в уровне усвоения этих вопросов. Это свидетельствует о том, что учителя в практике преподавания на одинаковом уровне отрабатывают и основные, и "неосновные" требования программы. Однако, изменение акцентов в учебном процессе на формирование основных знаний и умений может явиться резервом снятия перегрузки учащихся старшей школы и повышения уровня овладения основными знаниями и умениями.

Полученные в международном исследовании результаты полезны не только для сравнительной оценки достижений учащихся, но и для сопоставления тенденций развития образования. Например, подходы международного исследования TIMSS к оценке подготовки учащихся по физике по своему содержанию и проверяемым видам деятельности соответствуют направленности развития физического образования в российской школе. Это говорит о том, что развитие физического образования в российской школе осуществляется в русле мировых тенденций развития школьного образования.

Факторы, влиящие на результаты выпускников

Одной из задач исследования было выявление факторов, влияющих на результаты обучения. Проведенное исследование показало, что в России выявляется влияние следующих факторов на результаты выполнения международного теста: территориальное расположение школы, социально-экономический статус семьи (образование родителей, уровень материальной обеспеченности семьи, число книг в семье, наличие компьютера), отношения учащихся к изучаемым предметам и некоторые другие факторы. Приведем для иллюстрации несколько примеров.

Результаты выполнения международного теста учащимися городских школ статистически значимо выше результатов учащихся сельских школ.

Около 70% учащихся 8 класса российских школ положительно относятся к математике, физике и географии. Большему числу учащихся (85%) нравится биология. Заслуживает внимания факт, что в некоторых странах с высокими результатами, например, Японии, Кореи, Чешской Республике около половины учащихся того же возраста не любят изучаемые предметы. Исключением является Сингапур - более 80 % его учащихся имеют положительное отношение и к математике и к естествознанию. В большинстве стран наблюдается зависимость: чем лучше относится ученик к предмету, тем выше его результаты. В странах, имеющих различия в результатах по математике и естествознанию между мальчиками и девочками, мальчики обычно лучше относятся и к математике и естествознанию, чем девочки.

Среди выпускников средних общеобразовательных школ России положительно относятся к математике 64%, к физике - 51%, биологии - 73%, химии - 46% и географии - 73%.

Положительно относятся к математике явное большинство выпускников, изучавших углубленный курс математики (83% указали, что математика им нравится, 70% - доставляет удовольствие; считают изучение математики важным для любого человека 84% ; собираются связать с математикой свою будущую профессию 64%). Очень важно, что основная часть школьников считает, что успешность в изучении математики существенно зависит не только от природных способностей (80%), но и от упорных систематических занятий в школе и дома (87%). При этом выявился интересный факт - около 25% выпускников считают математику легким предметом, однако для его объяснения требуется более тщательное исследование.

Почти во всех странах большинство учащихся основной школы считает, что они хорошо успевают по математике и естествознанию. Однако, в азиатских странах, имеющих высокие результаты, Кореи, Японии и Гонконге большинство детей имеет заниженную самооценку, т.е. около 60% учащихся не считают свою успеваемость и по математике и по естествознанию успешной. В России школьники имеют более низкую самооценку по математике, чем по естествознанию. 40% российских школьников не считает свои достижения успешными.

Подавляющее большинство выпускников средней школы (более 95%) во всех странах собираются продолжить обучение в различных образовательных учреждениях. По странам поступать в вузы планируют от 66% до 94% учащихся (Франция - 76%, Швейцария - 88%, Австралия - 94%). 99% выпускников российских общеобразовательных школ собираются продолжить образование: поступить в вузы - 62%, поступить в колледжи или техникумы - 19%, остальные в профессионально-технические и другие учебные заведения Во всех странах (в том числе и в России) учащиеся, собирающиеся поступать в вузы, показали по стране самые высокие результаты. Около 30% выпускников российской средней школы собираются продолжить образование в области бизнеса, 10% из общеобразовательных классов и около 20% выпускников из классов с углубленным изучением математики и физики собираются изучать компьютерные и информационные науки. В других же странах наиболее популярными областями для продолжения образования являются медицина, инженерное дело, бизнес и компьютерные науки.

Предполагают профессионально заниматься математикой только 6% выпускников средних школ России, а вычислительной или прикладной математикой - 22%. В других странах профессионально заниматься математикой предполагают от 1% до 6%. Исключение составляет только Франция, где 12% выпускников классов с углубленным изучением математики планируют профессионально заниматься именно математикой, что лишний раз подтверждает положительное влияние присущего этой стране приоритетного отношения к математическому образованию.

Прикладной или вычислительной математикой предполагают заниматься от 2% до 13% учащихся, т.е. эти профессии в большинстве стран уже не являются престижными. Только в России и Греции больше 20% выпускников выбрали эти направления.

Следует отметить, что во всех странах (включая и Россию) учащиеся, которые планируют профессионально заниматься математикой или выбрали другую профессию, связанную с использованием математики, показали по сравнению с остальными учащимися более высокие результаты по международному тесту.

Профессионально заниматься физикой или химией намерены только 6% выпускников школ России; изучавших углубленный курс физики, 9% выбрали бы профессию инженера.

По результатам TIMSS по основной школе для большинства стран не было выявлено различий между результатами девочек и мальчиков по математике. По естествознанию различия в выполнении работы существуют во многих странах и они зависят от изучаемой области естествознания и особенностей системы образования в стране. Практически не выявлено никаких различий в выполнении заданий по биологиию Небольшие различия в пользу мальчиков существуют по химии и географии. По физике для большинства стран результаты мальчиков значительно выше результатов девочек.

Для выпускников средней школы эти различия зафиксированы по результатам выполнения трех тестов по естественно-математической грамотности, углубленной математике и физике. Соотношение юношей и девушек в старшей средней школе представлено в таблице 7.

Таблица 7. Соотношение юношей и девушек в старшей средней школе России

Общеобразовательная программа
Углубленная математика
Углубленная физика
Мальчики
37,0
55,3
55,4
Девочки
63,0
44,7
44,6

Наибольшее влияние на учебные достижения во всех странах, как показало исследование, оказывают факторы, связанные с семьей. С увеличением уровня образования родителей повышается уровень учебных достижений и по математике, и по естествознанию. Россия относится к группе стран с наивысшим уровнем образования родителей, наряду с Канадой, Израилем, Литвой и США. 34% российских учащихся имеют хотя бы одного из родителей с высшим образованием.

Зависимость между образованием родителей и успешностью выполнения теста выпускниками средней школы как по математике, так и по физике оказалась более сильной у учащихся, изучавших углубленные курсы математики и физики, чем у учащихся, изучавших общеобразовательные курсы.

Сильное влияние оказывает также наличие дома большого числа книг и компьютера. У половины российских школьников домашняя библиотека включает более 100 книг. В странах с низкими результатами, например, Иран, Кувейт около половины детей дома имеет не более 25 книг. Интересным является факт, что 35% российских восьмиклассников отметили, что они имеют дома компьютер. Почти такое же число детей с компьютерами и в Чешской Республике и Кореи. Для сравнения в 1991 г. только 6% учащихся 7 и 8 классов в нашей стране имели компьютер. Это положительный факт, особенно, если учесть влияние компьютера как источника получения дополнительной информации на успехи в школе. Англия, Шотландия и Нидерланды имеют наибольшее число учащихся (более 85%), которые могут дома использовать компьютер.

Интересно сравнить ответы восьмиклассников и выпускников средней школы: 20% выпускников российских общеобразовательных классов и 32% выпускников средней школы, изучавших углубленные курсы математики и физики отметили, что они имеют дома компьютеры. Расхождение в результатах учащихся 8 и 11 классов можно объяснить тем, что восьмиклассники часто под компьютерами понимают игровые приставки к телевизору.

Значительно сложнее влияние факторов, характеризующих учебный процесс. Поэтому нельзя однозначно ответить на вопрос: "Как школа может повысить результаты обучения?" Ни один из факторов, характеризующий обучение математике или естествознанию, не действует изолированно и каждый из них проявляется по-разному в отдельных странах. Например, в одних странах результаты обучения зависят от числа учащихся в классе, от числа часов в неделю на изучение предмета, и выполнение домашних заданий, в других странах - не зависят. Например, в Корее большинство детей обучается в классах с наполняемостью более 40 человек. В некоторых странах большее число математики отводится не в классах с углубленным изучением, как в нашей стране, а наоборот в слабых классах. Страны с высокими результатами, такие как Япония, Чешская Республика и Бельгия (фл.) задают, как правило, небольшой объем домашних заданий.

В России результаты тестирования выпускников средней школы заметно увеличивались при увеличении времени с 3 ч до 5 ч в неделю на школьные занятия математикой и физикой. Этот факт следует иметь в виду при распределении учебных часов на школьные предметы.

Успешность выполнения теста по углубленному курсу математики и физики оказалась связанной с выполнением на уроках некоторых видов учебной деятельности (решение нестандартных задач, обоснование идеи, утверждения, подхода к решению, решение различных уравнений др.).

Интересно охарактеризовать отличие российских школьников от своих сверстников в других странах. Важной для этого является информация о том, как учащиеся проводят свое свободное время. Почти в половине стран, включая и Россию, учащиеся в среднем тратят на выполнение домашних заданий от 2-х до 3-х часов. В среднем около 1 часа на математику и меньше часа на естественнонаучные предметы. В среднем в большинстве стран 13-летние школьники смотрят телевизионные передачи 1-2 часа (в России - 3 ч), 2 часа тратят на общение с друзьями (в России 3 ч), около 2 ч занимаются спортом (в России - 1 ч). Кроме того, российские школьники в среднем 1 ч играют в компьютерные игры (больше, чем в других странах), более 1 ч читают для собственного удовольствия (больше, чем в других странах) и 1,5 ч помогают по дому.

Несколько слов об учителях. В большинстве стран больше половины учителей - мужчины. Россия сильно отличается по этому показателю от всех стран, 97% всех учащихся обучается математике у учителей женщин и 86% учащихся обучается естественнонаучным предметам у учителей женщин. В этом Россия сравнима только с Израилем. В Японии 72% учащихся обучаются математике у учителей мужчин.

Российские учителя больше, чем в других странах тратят времени на подготовку к урокам и проверку работ учащихся, на беседы с учащимися и родителями, чтение профессиональной литературы, это составляет для учителей математики - 18,5 ч в неделю (для японских учителей - 15 ч.), для учителей естественнонаучных предметов около 15 ч.

К сожалению, большинство российских учителей считают, что общество не ценит их работу, однако, большинство из них верит (более 80%), что их работу ценят учащиеся и поэтому они продолжают самоотверженно трудиться.

По данным анкетного опроса директоров школ около 20% общеобразовательных школ и около половины школ и классов с углубленным изучением математики и физики. имеют свои школьные программы по математике и естественнонаучным предметам

В заключении следует отметить, что проведенное исследование не выявило ни одного фактора, который оказывал бы одинаковое влияние на результаты тестирования в разных странах. Нет "золотого ключика" к успеху, одинакового для всех стран. Социально-экономические условия, культурные традиции, сложившаяся практика образования создают сложные системы, в которых один и тот же фактор неоднозначно влияет на качество образования.

О Центре ОКОИсследованияПубликацииНовостиПишите нам

  Rambler's Top100 TopList