Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования
Российской академии образования»
Центр оценки качества образования

Центр оценки качества образования ИСРО РАО

Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО был создан в 1994 году в соответствии с постановлением Президиума РАО на базе лаборатории по оценке общеобразовательной подготовки школьников и ВНИКа «Международная оценка».

Важнейшими задачами Центра являются:

  • проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования;
  • разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования;
  • сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.

Особенностью работы Центра является интеграция усилий специалистов предметных лабораторий института и сотрудников Центра в разработке единых подходов к оценке качества образования и диагностике образовательных достижений школьников.

Результаты проводимых исследований совместно с предметными лабораториями используются для корректировки требований образовательных стандартов общего образования, при разработке научно-методического обеспечения введения ФГОС.

Коллектив Центра, начиная с 1988 г., ведет исследования по сравнительной оценке качества образования в рамках исследований, проводимых различными международными организациями: Американской службой педагогического тестирования (1988-1991) – ETS (Educational Testing Service), Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association of Evaluation of Educational Achievements) с 1991 г. и Организацией экономического сотрудничества и развития – OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development) с 1998 г.

Международные сравнительные исследования по оценке качества образования имеют большое научное и практическое значение. Совместно с ведущими специалистами мира разрабатываются методики исследований по проведению кросснациональных исследований по оценке учебных достижений, по разработке инструментария исследований, по формированию репрезентативной выборки учащихся, по обработке и анализу результатов исследования. На основе результатов исследований готовятся аналитические материалы о состоянии образования в России, формируются банки данных исследования (банк инструментария, банк школ России, банк результатов исследования и др.); разрабатывается программное обеспечение по формированию выборки учащихся, вводу и анализу результатов исследования.

Начиная с 1988 года специалисты Центра оценки качества образования ИСРО РАО участвовали в проведении в России следующих международных исследований: международного исследования достижений в области образования – IAEP-II (1988-1991), международного исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (с 1991 г.), международного исследования по иностранным языкам LES (1995-1997), международного исследования по обществоведческому образованию CIVIC (с 1996 г.), второго международного исследования по информационным технологиям в обучении – SITES (1997-2007), международной программе по оценке учебных достижений – OECD-PISA (c 1998 г.), международного исследования PIRLS «Изучение качества чтения и понимания текста» (с 2000 г.).

Каждое из перечисленных исследований включает три фазы:

  • выявление тенденций развития образования в России на основе анализа состояния образования в России;
  • анализ программ и учебников, научно-методической литературы;
  • сравнительная оценка уровня общеобразовательной подготовки школьников России и выявление факторов, влияющих на результаты обучения.

Тестирование проводится на представительных выборках учащихся России. Международный инструментарий экспериментально проверяется и адаптируется к условиям страны.

В задачи сотрудников Центра входит организация и проведение исследования в стране, участие в разработке и адаптация инструментария к условиям России, формирование представительной выборки учащихся России, подготовка материалов исследования, организация и проведение тестирования и анкетирования по школам страны, обеспечение контроля за качеством проведения исследования в России, ввод и обработка данных, анализ результатов исследования, подготовка научных и технических отчетов, создание банка данных исследования. Организация и проведение исследований в России осуществляются при непосредственном участии Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки через министерства образования, управления или департаменты образования отобранных регионов страны, педагогические институты, институты повышения квалификации работников образования и другие учреждения.

Сравнительные международные исследования позволяют оценить состояние системы образования в общероссийском и международном контексте, не умозрительно на основе изучения различных источников литературы, не на основе сравнения результатов престижных международных олимпиад для избранных, а по результатам исследований, проводимых на представительных выборках учащихся различных стран с использованием одного и того же инструментария, который создается с учетом международных приоритетов в образовании. Эти исследования, конечно, не дают полную картину учебной подготовки школьников в сравнении с задачами нашей школы, но они позволяют выявить сильные и слабые стороны российского образования, наметить пути более эффективного достижения поставленных целей.

Одновременно с международными исследованиями на представительных выборках, формируемых для международных исследований, проводятся общероссийские и региональные мониторинговые исследования.

В 2001-2004 годах Центр проводил мониторинг образовательных достижений в регионах страны (более 41000 учащихся начальной школы и 43000 учащихся 9-10 классов из более 1500 образовательных учреждений 65 регионов) в рамках эксперимента по модернизации структуры и содержания общего среднего образования.

В 2001 г. сотрудники Центра совместно с представителями шести предметных лабораторий (русского языка, физики, биологии, географии, истории и обществоведения) приняли участие в конкурсе контрольных измерительных материалов (КИМ) для единого государственного экзамена. Победив в конкурсе, сотрудники Центра вместе со специалистами-предметниками приняли участие в подготовке КИМ в 2001-2009 гг.

С 2006 г. определилось новое направление работы Центра – оценка достижения требований образовательных стандартов второго поколения. В рамках данного направления сотрудники Центра вели большую работу по разработке планируемых результатов освоения образовательной программы общего образования и созданию системы оценки достижения планируемых результатов начального и основного общего образования.

В ходе проекта Минобрнауки (2011-2013 годы) «Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами» были разработаны модели проведения процедур оценки качества начального образования в соответствии с ФГОС, более чем в 30 регионах страны проведена апробация инструментария для оценки предметных метапредметных и личностных результатов, процедур оценки, интерпретации и использования результатов.

С 2013 года Центр продолжает работы по созданию инструментария для мониторинга образовательных достижений учащихся начальной и основной школы и проводит мониторинговые исследования введения ФГОС в начальной и основной школе (Алтайский край, Вологодская область, Забайкальский край, Ивановская область, Калининградская область, Красноярский край, Новосибирская область, Республика Татарстан, Сахалинская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, ХМАО, Чеченская Республика, ЯНАО).

Важным направлением работы Центра является создание научных основ разработки инструментария оценки и контроля качества образовательных достижений обучающихся в период введения федеральных государственных образовательных стандартов, моделирование инструментария и процедур внешнего и внутреннего контроля и оценки качества образовательных достижений обучающихся в условиях введения новых образовательных стандартов.

Эти направления разрабатывались на основе анализа и обобщения опыта введения ФГОС начального образования и проведения мониторинга образовательных достижений в 35 регионах РФ общим охватом более 120 тыс. учащихся 1-4 классов. Результатом внедрения данного направления исследований является разработка стандартизированной системы инструментария для оценки образовательных достижений учащихся начальной школы для региональных систем оценки качества образования Тверской области, Ямало-Ненецкого Автономного округа, Республики Татарстан.

В соответствии с разработанными подходами созданы методические пособия, в которых представлены образцы заданий для оценки способности учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи (на примере математики для начальной школы и естественнонаучных предметов (физики, химии и биологии) для основной и средней школы), даны методические рекомендации по их использованию в учебном процессе, а также в системе государственной итоговой аттестации обучающихся за курс основной и средней школы (ОГЭ и ЕГЭ).

Основными направлениями исследования на ближайшие годы являются:

1. Создание научно-методического обеспечения оценки готовности учащихся к обучению в основной школе и выявления факторов, связанных с особенностями учащихся и условиями обучения.

2. Разработка научно-методического обеспечения оценки эффективности деятельности образовательной организации.

3. Методология оценки качества образования, ориентированная на инновационное развитие общества.

Переориентация развития страны на основе инновационных технологий меняет требования к образовательным результатам выпускников средней школы. Приоритетными результатами становятся такие качества личности, как критическое мышление, креативность, ответственность и др. В связи с этим необходимо разработать показатели качества образования,  ориентированные на оценку способности учащихся и учителей к инновационной деятельности, и выстроить на этой основе систему оценки качества образования (основные подходы к оценке образовательных результатов учащихся и профессиональной компетенции учителей, а также модели инструментария). Практической значимостью данной работы будет переориентация системы общего образования на новые результаты.