Министерство образования и науки Российской Федерации
Российская академия образования
Институт стратегии развития образования
Центр оценки качества образования

Центр оценки качества образования ИСРО РАО

Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО был создан в 1994 году в соответствии с постановлением Президиума РАО на базе лаборатории по оценке общеобразовательной подготовки школьников и ВНИКа «Международная оценка».

Важнейшими задачами Центра являются:

  • разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования;
  • проведение конкретных измерений качества образования;
  • сравнительная оценка качества образования в России с другими странами мира.

Особенностью работы Центра является интеграция усилий специалистов предметных лабораторий института и сотрудников Центра в разработке единых подходов к оценке учебных достижений школьников.

Основные положения подготовленных методических рекомендаций по разработке инструментария, разработанное программное обеспечение экспериментально проверяются при проведении всероссийских и региональных проверок (например, всероссийская проверка по алгебре – 1995 г., проверка подготовки по естественнонаучным предметам в Тульской области – 1997 г., оценка готовности к обучению в школе в Тамбовской области – 2007 г.).

Результаты проводимых исследований совместно с предметными лабораториями используются для корректировки требований образовательных стандартов за курс основной и средней школы.

Коллектив Центра начиная с 1988 г. ведет исследования по сравнительной оценке общеобразовательной подготовки школьников в рамках исследований, проводимых различными международными организациями: Американской службой педагогического тестирования (1988-1991) – ETS (Educational Testing Service), Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association of Evaluation of Educational Achievements) с 1991 г. и Организацией экономического сотрудничества и развития – OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development) с 1998 г.

Международные сравнительные исследования по оценке качества образования имеют большое научное и практическое значение. Совместно с ведущими специалистами мира разрабатываются методики исследований по проведению кросс-национальных исследований по оценке учебных достижений, по разработке инструментария исследований, по формированию репрезентативной выборки учащихся, по обработке и анализу результатов исследования. На основе результатов исследований готовятся аналитические материалы о состоянии образования в России, формируются банки данных исследования (банк инструментария, банк школ России, банк результатов исследования и др.); разрабатывается программное обеспечение по формированию выборки учащихся, вводу и анализу результатов исследования.

Начиная с 1988 года специалисты Центра оценки качества образования ИСРО РАО участвовали в проведении в России следующих международных исследований: международного исследования достижений в области образования – IAEP-II (1988-1991), третьего международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (с 1991 г.), международного исследования по иностранным языкам LES (1995-1997), международного исследования по обществоведческому образованию CIVIC (с 1996 г.), второго международного исследования по информационным технологиям в обучении – SITES (1997-2007), международной программе по оценке учебных достижений – OECD-PISA (c 1998 г.), международного исследования PIRLS «Изучение качества чтения и понимания текста» (с 2000 г.). Одновременно с международными исследованиями на представительных выборках, формируемых для международных исследований, было проведено две всероссийских проверки по математике в основной и начальной школе. В рамках международных исследований оценивалась подготовка учащихся в отдельных регионах страны (Республика Татарстан – TIMSS, 1999 г., Смоленская область – PIRLS, 2001 г.).

Каждое из перечисленных исследований включает две фазы:

  • выявление тенденций развития образования в России на основе анализа состояния образования в России;
  • анализа программ и учебников, научно-методической литературы;
  • сравнительная оценка уровня общеобразовательной подготовки школьников России и выявление факторов, влияющих на результаты обучения.

Тестирование проводится на представительных выборках учащихся России. Международный инструментарий экспериментально проверяется и адаптируется к условиям страны.

В задачи сотрудников Центра входит организация и проведение исследования в стране, участие в разработке и адаптация инструментария к условиям России, формирование представительной выборки учащихся России, подготовка материалов исследования, организация и проведение тестирования и анкетирования по школам страны, обеспечение контроля за качеством проведения исследования в России, ввод и обработка данных, анализ результатов исследования, подготовка научных и технических отчетов, создание банка данных исследования. Организация и проведение исследования в России осуществлялись при непосредственном участии Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки через министерства образования, управления или департаменты образования отобранных регионов страны, педагогические институты, институты повышения квалификации работников образования и другие учреждения.

Сравнительные международные исследования позволяют оценить состояние системы образования в общероссийском и международном контексте, не умозрительно на основе изучения различных источников литературы, не на основе сравнения результатов престижных международных олимпиад для избранных, а по результатам исследований, проводимых на представительных выборках учащихся различных стран с использованием одного и того же инструментария, который создается с учетом международных приоритетов в образовании. Эти исследования, конечно, не дают полную картину учебной подготовки школьников в сравнении с задачами нашей школы, но они позволяют выявить сильные и слабые стороны российского образования, наметить пути более эффективного достижения поставленных целей.

В 2001-2004 годах Центр проводил мониторинг образовательных достижений в регионах страны (более 41000 учащихся начальной школы и 43000 учащихся 9-10 классов из более 1500 образовательных учреждений 65 регионов) в рамках эксперимента по модернизации структуры и содержания общего среднего образования.

В 2001 г. сотрудники Центра совместно с представителями шести предметных лабораторий (русского языка, физики, биологии, географии, истории и обществоведения) приняли участие в конкурсе контрольных измерительных материалов (КИМ) для единого государственного экзамена. Победив в конкурсе, сотрудники Центра вместе со специалистами-предметниками приняли участие в подготовке КИМ в 2001-2002 гг.

С 2006 г. определилось новое направление работы Центра – оценка достижения требований образовательных стандартов второго поколения. В рамках данного направления сотрудники Центра ведут экспериментальную работу в 6 регионах страны (г. Москва, Ростовская область, Ставропольский край, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Калининградская область).