Международное исследование по граждановедческому образованию (2000 г.) |
В исследовании CIVIC в 2000 г. изучалось состояние граждановедческого образования в России в сравнении с другими странами мира и выявлялись особенности подготовки выпускников средней школы к активному участию в гражданской деятельности общества, т.е. изучались не только знания учащихся в области граждановедческого образования и умения применять их в воображаемых ситуациях, но и интеллектуальные умения, мнения и отношения учащихся к рассматриваемым социальным вопросам.
Инструментарий исследования включал 2 варианта тестов (международный и национальный), анкеты для директоров, учителей и учащихся, а также материалы по организации тестирования (руководство по проведению тестирования, списки учащихся, протоколы проведения тестирования и др.).
При подготовке инструментария была проведена экспертиза и адаптация международного варианта инструментария, а также разработка национального варианта теста, включающего когнитивные и рейтинговые задания на основе содержания таких линий курса обществознания, как "Экономическая сфера", "Социальная сфера" и "Политико-правовая сфера". Тестирование проводилось в 50 регионах России.
Материалы, предлагаемые для тестирования 2000 года, учитывают результаты, полученные на предыдущем этапе исследования в 1999 году.
Можно ожидать, что полученные результаты позволят определить:
- общее состояние обществоведческих знаний и умений выпускников средней полной школы России - одиннадцатиклассников,
сравнить результаты тестирования российских школьников с результатами, полученными в других странах,
выявить тенденции изменений отдельных представлений и знаний учащихся от девятого класса к одиннадцатому.
Представительная выборка учащихся России включала 4200 учащихся 11 классов из 191 школы. В анкетном опросе участвовали директора школ и учителя, ведущие историю и предметы социального цикла (всего 190 учителей). Полученные данные были обработаны специалистами Центра оценки качества образования и переданы для анализа в Лабораторию обществоведческого образования ИОСО РАО.
Об исследовании |
Участники |
Результаты |
Материалы |