![]() | ||
CIVIC |
1999 |
Результаты |
В результате тестирования получены уникальные данные о содержании обществоведческих знаний и представлений девятиклассников, их умениях работать с текстами общественно-политической проблематики, распознавать реальные факты и субъективные мнения относительно ряда общественных событий и явлений, а также об их отношениях к целому ряду проявлений окружающей социальной действительности и их собственной позиции в микро- и макросоциуме. Полученные материалы показывают, что большинство школьники, охваченных тестированием, справляются со всеми задачами предложенного теста. В содержательном отношении и по своей форме задания являются для них привлекательными. Значительная часть заданий оказывается для учащихся, участвовавших в тестировании, ниже среднего уровня трудности. В связи с представленным содержанием в основном усвоенными, не вызвавшими затруднений оказались следующие темы: а) политико-правовой сферы: б)
содержательной сферы "Общество": Вызвали затруднения отдельные вопросы следующих тем: а) сферы "Экономика": б) политико-правовой сферы: Материалы тестирования дают существенные основания для анализа пробелов в содержании граждановедческого образования, методике преподавания предметов социально-гуманитарного цикла и помогают определить перспективы совершенствования российской школы в данном отношении. Большинство заданий, вызвавших затруднения у значительной части тестируемых, - это задания нетрадиционные, проверяющие умения мыслительной деятельности. Материалы тестирования свидетельствуют о некотором "западании" данных умений у девятиклассников российских школ. Если наиболее легкими оказались для тестируемых задания на преобразование знаний на репродуктивную деятельность, то менее "освоенной", вызвавшей затруднения оказалась для учащихся мыслительная деятельность, требующая аналитических умений и творческого применения знаний в воображаемой ситуации. В этой связи заслуживают особого внимания задания по карикатуре, по дифференциации фактов и мнений, по работе с текстом статьи. Они, на наш взгляд, особо интересны и перспективны в плане возможностей формирования у учащихся интеллектуальных, творческих умений. Данные задания наиболее перспективны с точки зрения формирования у учащихся аналитических умений, коммуникативной культуры, формирования у них способности ориентироваться в потоках информации, выработки механизма защиты от манипулирования сознанием личности. Эти задания позволяют выработать у учащихся привычку к самостоятельной поисковой работе. Проблемные ситуации, в которые ставятся школьники при их выполнении, побуждают их с неожиданной стороны взглянуть на основные проблемы изучаемого курса, как бы выводят их из некоторого автоматизма восприятия. Такие качества карикатуры, как наглядность, способность акцентировать на себе непроизвольное внимание, выразительность, открывают широкие возможности формирования прочных знаний учащихся при особым образом организованном включении карикатур в учебный процесс. В качестве примера рассмотрим задание с карикатурой о выборах. На карикатуре изображены две избирательные урны. Одна из них "решена" как телевизор, на экране которого агитатор с поднятыми вверх руками. Все избиратели устремились со своими бюллетенями именно к этой урне. В чем увидели учащиеся основную идею карикатуры? Лишь 42% учащихся выбрали правильный ответ: "Результаты голосования зависят от рекламной кампании накануне выборов". 20% учащихся выбрали неправильный вариант ответа - "Люди голосуют по принципу: "Как все, так и я", высказали неспособность учитывать все элементы изображения, они "оставили за скобками" урну, "решенную" как экран телевизора, ибо не увидели метафоры рекламной шумихи накануне выборов. Показательны также задания, связанные с анализом предложенных фрагментов текстов. В первом (международном) варианте два фрагмента текста. Первый - политическое воззвание, которое могло бы появиться в ходе избирательной кампании. Второй - фрагмент статьи о фабрике, производящей удобрения, сторонниках и противниках ее закрытия. Три задания связаны с первым текстом, два - со вторым. Весьма показательно то, что сложным оказалось задание, требующее определить, какой партией выпущено предвыборное воззвание, начинающееся строкой: "Голосование за Серебряную партию означает голосование за повышение налогов", - и завершающееся призывом: "Голосуйте за Золотую партию!". Неожиданно самым сложным из всех пяти стало задание "Какова основная идея этой статьи?" (Задание посвящено фрагменту о фабрике). Имея четыре варианта ответа на этот вопрос, учащиеся затруднились определить правильный. Его выбрало всего 25% опрошенных. В целом из пяти заданий на анализ текста три оказались трудными. Напрашивается мысль о необходимости целенаправленной работы по развитию данных интеллектуальных умений учащихся. Знания усвоены учащимися в целом на репродуктивном уровне. Лишь отдельные задания, требующие творческого применения знаний, не вызвали затруднений. Приведем два примера. В демократических странах военный генерал может стать президентом, если он ...
Правильный ответ В выбрали 81% учащихся. Какой пример свидетельствует о нарушении прав человека?
83% учащихся выбрали правильный ответ Д. Однако в целом на творческом уровне знания усваиваются слабее. Причина, очевидно, в том, что преподавание школьных курсов носит, в основном, репродуктивный характер, вследствие чего учащиеся хуже справляются с заданиями продуктивного типа. Проанализируем выполнение двух заданий данного типа. В первом требовалось проанализировать конкретную ситуацию, вернее, даже четыре различных ситуации, при которых двое людей, занятых одной и той же работой, получают различную заработную плату. Учащиеся должны были ответить на вопрос: В какой из четырех предложенных ситуаций нарушается принцип равенства? Для того чтобы дать правильный ответ, следовало сформулировать этот самый принцип равенства: в каком случае двое работников должны получать одинаковую зарплату, а в каком - нет. Задание предполагает несколько логических "шагов", необходимых для его выполнения. И они оказались затруднительными для наших учащихся. Правильный ответ выбрали только 29% учащихся. Во втором задании нужно было спрогнозировать социальную ситуацию на основе данных условий (диктатор согласен восстановить демократическую страну) и смоделировать действия ее участников, а именно, выбрать из предложенных ответ, в котором даны наиболее убедительные доказательства содействия диктатора демократии. Правильный ответ (Он соглашается с проведением национальных выборов, включающих несколько кандидатов) выбрали 45% опрошенных. Обращает на себя внимание факт, что 21% учащихся выбрали как правильный ответ: Он дает интервью корреспондентам газет о необходимости демократии. Следует отметить как слабое звено в умениях учащихся овладение ими способами практической деятельности. Мало знакомы учащимся задания типа: "Вы - избиратель (государственный деятель, кандидат в члены парламента и т.д.) Как бы вы поступили в следующей ситуации…" Анализируя полученные данные, можно предположить, что учителя слабо используют средства массовой информации при подготовке к урокам. В лучшем случае средства массовой информации используются для иллюстрации содержания курса, но не как основа для составления проблемных заданий обществоведческой проблематики. Содержащиеся в тесте задания, основанные на средствах массовой информации, в ряде случаев выполнялись значительно хуже, чем задания другого характера. Можно отметить недостаточно глубокое усвоение ряда понятий, вопросов, тем. Прежде всего это касается материала экономического содержания. По существу, это единственный содержательный блок в тесте, с которым справились менее 50% учащихся. Мы имели возможность провести сравнение итоговых статистических данных тестирования учащихся российских школ и средние статистические данные тестирования учащихся всех стран-участниц исследования, которые были получены на подготовительном, предшествовавшем основному этапе (этапе пилотажного исследования). Три четверти всех заданий российские школьники выполнили лучше, чем их зарубежные сверстники. В то же время примерно четверть заданий имеет процент правильного выполнения в среднем по всем странам-участницам выше, чем процент правильного выполнения заданий в охваченных школах России. Содержание этих заданий дает возможность определить "западающие" вопросы в знаниях и умениях учащихся и требует их первоочередной разработки как содержательных компонентов курса обществознания. Во многих школах, охваченных исследованием, после окончания процедуры тестирования были проведены собеседования с группами учащихся, имеющих высокие, средние и низкие учебные достижения. Показательно, что на вопрос: "Понравилась ли работа с тестом?" представители всех групп ответили утвердительно. В тесте школьников привлекла необычность ряда вопросов, интересная их форма, варианты таблиц, примеры проблемных социальных ситуаций, задания, требующие логического мышления. Особый интерес учащихся вызвала та часть тестовых материалов, которая содержит рейтинговые задания, определяющие знание сложных понятий, а также отношения, предпочтения, мнения учащихся на основе их ответов на конкретные жизненные вопросы граждановедческой проблематики. Выяснилось, что большинство школьников впервые оказались в ситуации, когда им предложили высказать свое собственное мнение и отношение к тем вопросам, о которых у них имелись только авторитетные "книжные" представления. Нами изучено распределение выборов учащихся по всем вопросам рейтинговых заданий и определена среднестатистическая позиция по каждому из обозначенных в них проявлений. Приведем данные по блоку "Демократия". Он включает в себя перечень 25 явлений, которые могут произойти в демократической стране. Одни из них могут иметь положительное влияние на развитие демократии, другие - отрицательное. Учащимся необходимо выразить свое мнение о том, как каждое из указанных явлений, происходящих в обществе, может повлиять на развитие демократии в стране. Мнение выражается с помощью выбора одной из "клеток" по следующей шкале: "очень плохо для демократии" - "плохо для демократии" - "хорошо для демократии" - "очень хорошо для демократии". Шкала содержит также позицию "Не знаю. Вопрос неясен". По мнению большинства девятиклассников, положительное влияние на развитие демократии в стране оказывают следующие явления реальной жизни:
По их мнению, очень плохо для демократии, если политические деятели оказывают влияние на деятельность судей и суда. Оказывает отрицательное влияние на развитие демократии следующее:
Анализ данного "портрета" (картины) показывает, что наряду с абсолютно справедливыми суждениями о проявлениях демократии, имеет место неоправданное (с точки зрения конкретных знаний) включение в приведенный выше перечень ряда явлений. Например, в список "плохих для демократии" явлений попали:
Данный перечень указывает на не усвоенные элементы содержания курса в контексте такого сложного, собирательного понятия, как "демократия". Другой по своему назначению в тесте блок рейтинговых заданий посвящен выявлению отношения учащихся к проблеме социального равенства и неравенства. Анализ полученных данных свидетельствует, что девятиклассники (72,3%) уверены, что человек от рождения имеет определенный статус; 54,9% допускают явление социальной мобильности . Они считают, что высокое положение в обществе определяется: талантом, способностями (84,8%); образованием (82,8%); выполнением важной общественной работы (68,5%); владением основными средствами производства (49,9%). 76,1% опрошенных отмечают наличие дифференциации по профессиональному признаку; но они не уверены, что от профессиональной квалификации, умений, мастерства зависит положение человека. С последним не согласны 44,6%, согласны 48,4%. Положение человека в обществе, по мнению девятиклассников, зависит от
Данные этого блока свидетельствуют о предпочтениях, ценностях, жизненных ориентациях выпускников основной школы. Их анализ представляет как самостоятельный интерес, так и интерес в контексте разработки содержания и методики преподавания обществознания. |
|