Министерство просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт стратегии развития образования»
Центр оценки качества образования
Оценка достижения планируемых результатов ФГОС. Диагностические работы для 5-6 классов

О проекте

Диагностические работы

Сопроводительные материалы

Методические рекомендации

 

Краткая информация о проекте

Разработка диагностических материалов для оценки достижения планируемых результатов ФГОС осуществлялась в рамках государственного задания «Разработка учебно-методических материалов для оценки освоения требований обновленного ФГОС основного общего образования по отдельным образовательным областям», полученного ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» на 2023 год (номер государственного задания №073 0702 02 4 01 90059 611).

Темой первого этапа проекта в 2023 году являлась «Разработка системы диагностических работ для 5-6 классов для оценки освоения ФГОС в соответствии с федеральными рабочими программами по отдельным предметным областям (по русскому языку, математике, географии, обществознанию) с учетом критериально-уровневого оценивания».

Особенность разработки – создание моделей разноуровневых интерактивных заданий на цифровой платформе с привлечением искусственного интеллекта для проверки и оценки заданий с открытыми ответами и представления результатов диагностики.

Разработанные учебно-методические материалы предназначены: 

- для учителей и администрации образовательных организаций для планирования и корректировки учебного процесса, оказания помощи учащимся в достижении современных образовательных результатов; для повышения квалификации учителей;

- для развития оценочной самостоятельности обучающихся и повышения их мотивации к обучению и достижению более высоких результатов;

- для формирования доверия родителей к результатам оценочной деятельности учителей и оказания помощи своим детям в сотрудничестве с учителями.

При реализации проекта учитывались результаты исследований ИСРО предыдущих лет: результаты исследований качества общего образования и результаты мониторингов введения ФГОС – опросы различных представителей системы образования.

Какие проблемы, проявленные в образовательных результатах обучающихся, необходимо учитывать при разработке учебно-методических материалов? К ним относятся:

- формальное освоение знаний: знания воспроизводятся, но обучающиеся затрудняются их использовать в практических ситуациях;

- ситуационность знаний: знания проявляются только в тех ситуациях, в которых формировались, если знания не осознаны и не присвоены учащимися;

- фрагментарность знаний, отсутствие интеграции содержания отдельных предметов: обучающиеся затрудняются выполнять практические задания, требующие знаний из нескольких предметов;

- трудности в понимании текстов, похожих на учебные: тех, где информации больше, чем нужно для решения задачи, и текстов «повседневности» (инструкция, объявление, чаты, форумы, страницы сайтов и проч.), а также составных (множественных) текстов, при чтении которых необходимо обобщать и интерпретировать информацию из нескольких отличающихся источников;

- трудности в работе с информацией, в формировании умений критически оценивать информацию (определять её качество и надежность, обнаруживать и устранять противоречия).

Опросы представителей системы образования показали, что на вопросы о трудностях в оценке достижения требований ФГОС 46,8% из 48 тысяч опрошенных респондентов отметили отсутствие времени в учебном процессе для проведения диагностических работ, позволяющих выявить динамику образовательных достижений, а также отсутствие стандартизированного инструментария и критериев оценки.

Последовательность реализации проекта включала: разработку концептуальных подходов к созданию диагностических работ для 5-6 классов в соответствии с федеральными рабочими программами по предметным областям, на их основе разработку системы диагностических работ (их экспертизу, апробацию и доработку), а также поиски наиболее эффективных способ обратной связи – для представления и использования результатов диагностики.

За 2023 год разработаны:

- концептуальные подходы к определению последовательности, структуры и содержания диагностических работ для 5-6 классов в соответствии с федеральными рабочими программами по предметным областям (русский язык, математика, география, обществознание) с учетом критериально-уровневого оценивания

- система тематических диагностических работ для 5-6 классов: 56 вариантов диагностических работ с сопроводительными материалами – спецификациями и системой оценивания, общее число заданий – 842  для оценки освоения ФГОС в соответствии с федеральными рабочими программами по отдельным предметным областям (русский язык, математика, география, обществознание) с учетом критериально-уровневого оценивания

- методические рекомендации по использованию системы тематических диагностических работ для 5-6 классов для оценки освоения ФГОС в соответствии с федеральными рабочими программами по предметным областям (русский язык, математика, география, обществознание) с учетом критериально-уровневого оценивания.


СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ,

принявшей участие в реализации проекта:

1. Ковалева Галина Сергеевна, к.п.н., руководитель Центра оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО»

2. Барабанов Вадим Владимирович, научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования ФГБНУ «ИСРО»

3. Баранова Виктория Юрьевна, лаборант Центра оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО»

4. Бачурина Мария Анатольевна, методист Центра оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО»

5. Бочихина Анастасия Анатольевна, научный сотрудник Центра оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО»

6. Вепренцев Кирилл Александрович, программист Центра оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО»

7. Давыдова Елена Ивановна, научный сотрудник Центра оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО»

8. Дюкова Светлана Евгеньевна, научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования ФГБНУ «ИСРО»

9. Карамова Ирина Игоревна, научный сотрудник лаборатории математического общего образования ФГБНУ «ИСРО»

10. Коваль Татьяна Викторовна, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования ФГБНУ «ИСРО»

11. Колачев Никита Игоревич, научный сотрудник Центра оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО»

12. Королькова Евгения Сергеевна, старший научный сотрудник Центра оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО»

13. Кошеленко Наталья Геннадиевна, научный сотрудник Центра оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО»

14. Логинова Ольга Борисовна, старший научный сотрудник Центра оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО»

15. Нурминская Надежда Алексеевна, лаборант Центра оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО»

16. Рослова Лариса Олеговна, к.п.н., заведующий лабораторией математического общего образования ФГБНУ «ИСРО»

17. Рутковская Елена Лазаревна, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования ФГБНУ «ИСРО»

18. Рябинина Любовь Анатольевна, научный сотрудник Центра оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО»

19. Сидорова Галина Александровна, к.п.н., старший научный сотрудник Центра оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО»


Контакты

105062 г. Москва,
ул. Жуковского, д. 16.

+7 (495) 621-76-36

centeroko@mail.ru