Rambler's Top100 International Assessment of Educational Progress
IAEP-II
1991
Об исследовании
Участники
Результаты
Публикации
Второе исследование по сравнительной оценке математической подготовки учащихся

Советские школьники 13-летнего возраста на уровне требований международного теста показали достаточно высокие результаты как по математике, так и по естествознанию.

По математике Советский Союз вошел в первую группу из пяти стран: Южной Кореи, Тайваня, Швейцарии, Советского Союза, Венгрии, показавших более высокие результаты в сравнении с другими странами. Ниже нас: Франция, Израиль, Канада, Шотландия, Англия, Ирландия, Словения, Испания, США.

По естествознанию самые высокие результаты продемонстрировали 13-летние учащиеся Южной Кореи и Тайваня. Советский Союз вошел во вторую группу стран, имеющих достаточно близкие между собой результаты: Швейцарии, Венгрии, СССР, Словении, Италии, Израиля, Канады, Франции и Англии, заняв при этом пятое место.

По результатам выполнения теста по математике 9-летние школьники СССР разделили с Шотландией 5-6 место. Существенно лучшие результаты показали школьники Южной Кореи. Результаты советских школьников начальной школы статистически значимо не отличались от результатов школьников Венгрии, Тайваня, Италии, Шотландии, Италии и Испании.

Результаты выполнения теста по естествознанию 9-летними учащимися нашей страны соответствовали средним результатам для всех участвующих стран. Лучшими среди младших школьников двадцати стран оказались учащиеся Южной Кореи и Тайваня.

По географии наши школьники имели четвертый результат, который немного выше среднего показателя для девяти стран, участвовавших в тестировании по географии. Лучшие результаты у школьников Венгрии.

Вместе с тем результаты выполнения заданий различных уровней неоднородны. У наших школьников выше оказались знания фактологического материала, умения воспроизводить их и применять в знакомой ситуации, применять известные алгоритмы и процедуры и ниже - интеллектуальные умения, связанные с решением задач, интеграцией знаний и применением их в незнакомых ситуациях и в ситуациях, близких к реальной жизни. Это дает основание для размышлений о приоритетах в школьном образовании и возможных направлениях его совершенствования. Необходимо больше внимания уделять практической стороне естественно-математического образования, учить школьников применять знания в жизненных ситуациях, усилить внимание к общему развитию учащихся средствами естественно-математического образования.

Сравнение результатов тестирования учащихся городских и сельских школ показало, что учащиеся основной школы города имеют лучшую подготовку по естественно-математическим предметам, чем школьники села. Отметим интересный факт. Результаты выполнения теста по естествознанию детьми 9-летнего возраста сельских и городских школ оказались одинаковыми, хотя по отдельным заданиям были значительные различия. Полученные данные позволяют предположить, что уровень развития детей городских и сельских школ практически одинаков, поскольку тест включал около 80% заданий на внепрограммный материал и проверял в большей степени не качество подготовки в школе, а уровень развития учащихся. Значительные различия в учебных достижениях сельских школьников более старшего возраста определяются в большей степени особенностями организации учебного процесса в сельских школах. Следует также отметить, что у сельских школьников 13-летнего возраста отмечен заниженный уровень познавательной деятельности по сравнению с городскими школьниками нашей страны.

Интересными являются данные сравнения успешности выполнения тестов выпускниками начальных классов, обучающихся по программам трехлетней (1-3) и четырехлетней (1-4) школ. В среднем школьники, обучающиеся по программе 1-3, имели более низкие результаты, чем школьники, обучающиеся по программе 1-4. Самые низкие результаты выполнения тестов оказались у учащихся сельских школ, обучающихся по программе 1-3.

В исследовании специально выявлялось влияние на результаты тестирования следующих факторов: социально-экономических условий, культурных традиций, сложившейся в различных странах, практики школьного образования.

Для нашей страны, как показало исследование, особую роль играет социально-экономический статус семьи. Установлено положительное влияние на успешность выполнения тестов обстоятельств, которые имеют прямое отношение к внутренней организации и общей культуре семьи (количество книг в домашней библиотеке; время, которое дети тратят на самостоятельное чтение и выполнение домашних заданий и др.). Исследование также показало, что учащиеся многодетных семей (более трех детей в семье), в среднем имели худшие результаты выполнения тестов. Т.е. можно предположить, что число детей в семье является фактором, значительно влияющим на учебную подготовку детей.

Интересным является тот факт, что в исследовании не выявилось ни одного фактора, который оказывал бы одинаковое влияние на результаты учебных достижений во всех странах, то есть не удалось установить "единой формулы успеха" для всех стран.

О Центре ОКОИсследованияПубликацииНовостиПишите нам

  Rambler's Top100 TopList