Мониторинг
качества общего среднего образования (2001) |
Центр оценки качества образования ИОСО РАО совместно с Департаментом общего среднего образования Минобразования России проводит работу в соответствии с совместным приказом Минобразования России и РАО от 17.10.2000 г. № 2979/35 "О проведении мониторинга качества общего образования в 2000-2001 учебном году".
В 2000/2001 учебном году проводится второй этап программы мониторинга, целью которого является получение информации о качестве подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (в начальной школе - по чтению, в основной школе - по математике и русскому языку, в средней школе - по математике, русскому языку и литературе).
В программе участвуют 64 региона страны.
Основными задачами мониторинга качества общего образования в 2000-2001 учебном году являются:
1. Оценить уровень подготовки выпускников начальной школы по чтению и выявить особенности обучения чтению в начальной школе.
2. Оценить уровень подготовки выпускников основной школы по математике и русскому языку.
3. Выявить отношение учителей к используемой в основной школе форме итоговой аттестации школьников.
4. Провести анализ факторов, влияющих на систему оценивания учебных достижений в основной школе.
5. Оценить уровень подготовки выпускников средней школы по математике, русскому языку и литературе.
6. Разработать научно-методическое обеспечение мониторинга общего среднего образования (показатели, инструментарий, сопроводительные материалы).
В качестве основных показателей, по которым будет собираться информация в процессе мониторинга общего образования в 2000-2001 г, выбраны следующие:
1. Характеристики школ:
- расположение школы (город, поселок, сельская местность);
- тип школы (общеобразовательная, гимназия, лицей, школа- вуз, с углубленным изучением отдельных предметов, учебно-воспитательный комплекс, школа-сад, интернат, другая).
2. Характеристики класса:
- тип класса (общеобразовательный, гимназический или лицейский, с углубленным изучением иностранного языка, компенсирующего обучения, коррекционный, другой);
- число учащихся в классе;
- мнение учителя о подготовке класса (высокий уровень подготовки, средний, низкий),
3. Характеристики обучающихся: пол, данные о рождении.
4. Характеристики преподавателей: стаж, разряд, недельная нагрузка, влияние учителей на выбор учебников (никакое, некоторое, решающее).
5. Обеспечение образовательного процесса:
- число уроков (по математике и русскому языку) в неделю,
- продолжительность урока,
- программа обучения (государственная, школьная, авторская),
- используемые учебники,
- использование экзаменационных материалов в учебном процессе (на этапе итогового повторения, в ходе изучения конкретных тем курса, для ознакомления учащихся с обязательными требованиями по предмету, для организации дифференцированной работы).
6. Результаты обучения: годовые отметки, экзаменационные отметки, данные анализа выполнения экзаменационных работ.
Дополнительно по начальной школе будет собираться следующая информация:
1. Организация учебного процесса.
2. Отношение учащихся к чтению.
3. Выполнение домашнего задания по чтению.
4. Отношение учащихся к школе.
5. Социально-экономический статус семьи.
6. Подготовка ребенка к школе в семье.
7. Отношение родителей к школе.
8. Демографические характеристики учителя.
9. Характеристика тестируемого класса.
10. Особенности обучения русскому языку и чтению.
11. Оценка учебных достижений.
12. Система повышения профессионального мастерства.
13. Взаимосвязь школы и семьи.
14. Характеристика школы.
15. Материально-техническое обеспечение.
Об исследовании |
Участники |
Результаты |
Материалы |