![]() |
||
Мониторинг
|
2001-2004
|
Об исследовании
|
Основными целями мониторинга широкомасштабного эксперимента по модернизации содержания и структуры общего образования является выявление педагогической эффективности и социальных последствий данного эксперимента на этапе его реализации и распространения результатов, а также накопление образцов передового педагогического опыта, соответствующего стратегии реформы. Под педагогической эффективностью эксперимента будем понимать получение планируемых в эксперименте результатов при минимуме негативных последствий или издержек, т.е. степень достижения планируемых результатов, соответствия реальных достигаемых образовательных результатов прилагаемым усилиям, определяемым через затратные показатели (временные, трудовые, материальные, финансовые). Основные задачи мониторинга:
В качестве критериев эффективности эксперимента будут использованы достижения планируемых результатов обучения; сохранение состояния здоровья учащихся; оптимальные временные, трудовые, материальные и финансовые затраты; минимальные негативные социальные последствия. При организации мониторинга следует различать мониторинг результатов эксперимента в целом и мониторинг результатов эксперимента по отдельным направлениям (например, по введению "безотметочной" системы оценивания). Приведенные ниже рекомендации относятся к организации и проведению мониторинга эксперимента в целом. Работа будет вестись по следующим направлениям:
Материалы для проведения мониторинга направляются во все общеобразовательные учреждения, участвующие в эксперименте. Организация мониторинга эксперимента Министерство образования РФ руководит ходом эксперимента в стране, организует мониторинг его результатов и предоставляет ежегодный доклад о ходе эксперимента в Правительство РФ. В регионах мониторинг проводится на основе единых методик и инструментария, разработанных по заданию Министерства образования РФ для всех участников эксперимента, а также с использованием собственных региональных разработок. Это позволит, с одной стороны, отслеживать результаты эксперимента в стране с единых позиций, а, с другой стороны, выявить особенности и итоги экспериментальной работы в отдельном регионе или отдельной школе. Проведение мониторинга в регионах осуществляется органами управления образованием субъектов Российской Федерации при участии институтов повышения квалификации педагогических работников, мониторинговых и диагностических служб. В школах эксперимент и мониторинг его результатов по всем направлениям экспериментальной деятельности проводится в рамках выбранного варианта учебного плана с использованием рекомендаций и методик, полученных от регионального координатора и разработанных в школе. График проведения определяется рекомендациями, данными в каждой из используемых методик. По отдельным направлениям эксперимента учителя экспериментальных школ ведут дневники наблюдений в течение года с целью слежения за реализацией поставленных целей и своевременной корректировки образовательного процесса в ходе эксперимента. По мере получения данных результаты эксперимента проходят первичную обработку в экспериментальных школах и направляются в региональные органы управления образованием региональному координатору для анализа и обобщения. Затем региональные аналитические отчеты и доклады по проведению эксперимента направляются в Министерство образования РФ, которое на их основе составляет ежегодный доклад о ходе эксперимента для Правительства РФ. Результаты представляются в специальном формате в обобщенном виде (по школе, отдельным регионам и по всем экспериментальным школам), а также по отдельным группам школ (сравнимых по целям эксперимента, по расположению и типу школы) и учащихся (городских или сельских школ и др.), что обеспечивает возможность отслеживать обеспечение равных прав на получение образования различными группами населения. Оценка учебных достижений школьников, участвующих в эксперименте Одним из направлений оценки эффективности проводимого в стране эксперимента является систематическое слежение за учебными достижениями учащихся по учебным предметам. В задачи мониторинга входит фиксация состояния учебной подготовки учащихся и выявление тенденций ее изменении в процессе проведения эксперимента. В соответствии с этими задачами необходимо проведение мониторинга на различных этапах обучения в школе. Прежде всего, необходимо зафиксировать состояние подготовки учащихся и особенности процесса обучения в школе на момент начала эксперимента. Это позволит получить информацию о состоянии учебных достижений, а также о тех факторах, которые могут влиять на результаты эксперимента. К таким факторам можно отнести особенности школы, класса, кадрового состава и контингента учащихся (например, расположение школы, ее материальное и кадровое обеспечение, тип класса, профессиональные и личностные качества учителей, личностные качества учащихся). Полученная информация будет использована для определения положения каждой из школ по отношению к другим школам, принимающим участие в эксперименте, на момент начала этого эксперимента. Для выявления динамики результатов эксперимента необходимо проведение проверки качества подготовки учащихся в конце каждого учебного года в течение всех лет проведения эксперимента. В связи с тем, что в 2001/2002 учебном году планируется начало эксперимента в 1 и 10 классах мониторинг будет проводиться именно в этих классах. Начальная школа (1-4 классы) Эксперимент в начальной школе начинается с 2001/2002 учебного года и будет проводиться до 2006 г. Как показывает сложившаяся практика, в школу поступают дети, имеющие большие различия в подготовке к обучению в школе и в уровне интеллектуального, психического и физиологического развития. Успешность проводимого в начальной школе эксперимента во многом будет зависеть от того, насколько начальная школа справится со следующими педагогическими задачами:
Мониторинг результатов эксперимента в начальной школе предполагается начать с выявления готовности учащихся первого класса к обучению в школе. В начале учебного года (в сентябре) предлагается провести изучение возможностей (сформированности предпосылок) учащихся, поступивших в первый класс, к овладению грамотой, математикой и чтением. Готовность детей к овладению языковой и математической грамотностью характеризуется такими показателями, как соответствующий возрастной норме уровень общего развития, достаточная степень развития ряда неречевых функций, наличие у ребенка интуитивных дочисловых представлений. Для диагностики этих показателей разработан соответствующий комплект заданий. Готовность детей к обучению в школе будет дополнительно оцениваться по результатам анкетного опроса их родителей, которым будут заданы конкретные вопросы о том, что умели делать их дети при поступлении в школу (узнавали ли буквы, читали слова или предложения, читали ли самостоятельно книжки, писали ли буквы, слова или предложения и др.) и как велась подготовка к обучению в школе (где осуществлялась подготовка, насколько интенсивно и др.). В конце 2001-2002 учебного года и далее (в начале и конце учебного года) будут проводиться проверочные работы по математике, русскому языку и чтению с целью оценки достижения базовых требований к уровню подготовки школьников и диагностики учебных достижений. Старшая школа (10-11 классы) Эксперимент в профилированной школе также начинается с 2001/2002 учебного года и будет состоять из трех циклов по 2 учебных года в каждом. В течение первого цикла предполагается провести трехэтапный мониторинг: в начале и конце 2001/2002 учебного года (в 10 классе в сентябре 2001г, в мае 2002 г.), а также в конце 2002/2003 учебного года (в 11 классе в мае 2003 г.) В задачи мониторинга входит оценка состояния подготовки учащихся, изучающих различные профилированные курсы, и определение уровня выделенных заранее факторов, характеризующих процесс обучения в школе. В рамках первого цикла эксперимента в профильной школе предполагается выяснить, насколько модернизация структуры и содержания старшей школы обеспечит достижение учащимися обязательных (базовых) требований к подготовке по учебным предметам федерального компонента базисного учебного плана. При определении начальных условий эксперимента предполагается ограничиться оценкой учебных достижений десятиклассников по трем направлениям:
В качестве основного интрументария для оценки учебных достижений будут использоваться проверочные работы, позволяющие зафиксировать достижение как базовой так и повышенной подготовки учащихся по обследуемому предмету. Дополнительно с помощью анкетирования будет собираться информация об интересе учащихся к учебным предметам и мотивации к их изучению. В конце учебного года и далее до конца эксперимента оценка учебных достижений учащихся экспериментального класса будет проводиться по расширенному кругу предметов, которые определяются профилем этого класса. Будет проводиться сравнение полученных результатов и устанавливаться динамика достижений по отдельным школам. Социологический мониторинг Основная цель социологического мониторинга определить состояние факторов, характеризующих обследуемые в процессе мониторинга объекты (экспериментальные школы, классы, учителя и учащиеся, родителей), и выделить те факторы, которые позитивно или негативно влияют на результаты обучения. Данная информация позволит определить стартовое положение экспериментальных школ, а впоследствии выделить из них наиболее эффективные школы в реализации основных стратегических направлений модернизации образования. Результаты социологических опросов позволят выявить и оценить социальные последствия (как позитивные, так и негативные), связанные с проводимым экспериментом. В качестве основных показателей, по которым будет собираться информация в ходе мониторинга, будут использованы:
Для проведения социологических опросов разрабатываются анкеты для учащихся, для директоров школ и школьной администрации; для учителей школы и родителей. Использование внешних критериев и показателей для оценки эффективности проводимого эксперимента Использование результатов всероссийских проверок В последнее десятилетие Центром оценки качества образования ИОСО РАО на представительных выборках учащихся проводились всероссийские проверки математической подготовки выпускников начальной (1999 г.) и основной (1995 г.) школы, граждановедческой подготовки выпускников основной (1999 г.) и средней (2000 г.) школы, результатов экзаменов по математике и русскому языку за курс основной школы (2000 г.), а также изучалась подготовка выпускников основной и средней школы по физике (в ряде регионов, 1997 г.). Эти проверки позволили зафиксировать состояние подготовки учащихся по указанным предметам, определить ее сильные и слабые стороны, а также наметить пути совершенствования содержания и методов обучения. Результаты всероссийских проверок могут быть использованы для оценки эффективности широкомасштабного эксперимента. С этой целью будет проводится сравнение этих результатов с результатами обучения учащихся экспериментальных школ по математике (4 и 9 классы), граждановедению (11 класс), физике (9 и 11 классы), что позволит выявить динамику изменения подготовки учащихся по соответствующим предметам и таким образом получить информацию, характеризующую эффективность эксперимента. Использование результатов международных сравнительных исследований При проведении мониторинга широкомасштабного эксперимента с целью оценки эффективности инновационных идей могут быть использованы итоги международных сравнительных исследований, также проводимых Центром оценки качества образования ИОСО РАО в последнее десятилетие. При проведении этих исследований в 1991-2001 г.г. на представительных выборках учащихся России с использованием международного инструментария, отражающего современные мировые тенденции, накоплены:
Так, например, для оценки изменений в области математической и естественно-научной грамотности возможно использование инструментария и данных международных исследований TIMSS (1995 г., 1999 г.); в области социальных дисциплин и формирования социальных компетенций - CIVIC (1999 г., 2000 г.). Итоги проведенного в 2001 г. международного сравнительного исследования по изучению качества чтения и понимания текстов в начальной школе могут служить точкой отсчета для оценки изменения результатов обучения в начальной школе к 2004 г. Участие в следующих этапах данного исследования, которое планируется повторять каждые четыре года (в 2005 г., 2009 г.), можно использовать для оценки итогов широкомасштабного эксперимента в будущем. |
|