 |
Международное
исследование по оценке качества математического и естественно-научного образования
|
Международное сравнительное мониторинговое исследование качества
математического и естественно-научного образования TIMSS (TIMSS – Trends in
Mathematics and Science Study) является одним из самых представительных исследований
по средней школе, в нем приняли участие 425000 учащихся из 59 стран. Россию в
исследовании представляли учащиеся 58 регионов страны: 4464 выпускника начальной
школы из 206 образовательных учреждений и 4472 учащихся 8 класса из 210
общеобразовательных учреждений.
Для России исследование TIMSS является первым мониторинговым
исследованием в области общего образования, которое позволяет проследить тенденции
развития математического и естественно-научного общего образования с 1995 года.
В соответствии с исходным замыслом исследование TIMSS проводится каждые
4 года. В исследовании оцениваются образовательные достижения учащихся выпускных
классов начальной школы и учащихся 8 классов. Дополнительно изучаются особенности
содержания школьного математического и естественно-научного образования в странах-
участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с
характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей. Такой
дизайн исследования позволяет:
– провести сравнительную оценку уровня образовательных достижений
учащихся начальной и основной школы разных стран;
– выявить тенденции в изменении качества математического и
естественно-научного образования в начальной и основной школе;
– отследить изменения в математическом и естественно-научном образовании,
которые происходят при переходе из начальной в основную школу (обследуется одна и
та же совокупность учащихся, поскольку через 4 года учащиеся выпускных классов
начальной школы становятся учащимися 8 класса);
– получить информацию об особенностях содержания программ по математике и
естественно-научным предметам, а также об особенностях организации образовательного
процесса в разных странах;
– выявить факторы, влияющие на качество математического и
естественно-научного образования в начальной и основной школе.
Проект TIMSS объединил усилия ведущих специалистов более 50 стран мира, что
способствовало не только обеспечению высокого качества проводимого исследования, но
и разработке инновационных подходов к оценке образовательных достижений учащихся
на основе экспериментально проверенных международных стандартов.
В проведении исследования и разработке его инструментария принимали участие
многие научно-исследовательские центры и профессиональные организации мира:
Служба тестирования в области образования (ETS – Educational Testing Service, США),
Канадский Центр Статистики (Statistics Canada), Секретариат Международной
ассоциации по оценке образовательных достижений (IEA, Нидерланды), Центр обработки
данных Международной ассоциации по оценке образовательных достижений (DPC IEA –
Data Processing Center IEA, Германия) и др. Для координации усилий специалистов
разных стран были созданы совещательные комитеты, состоящие из ведущих
специалистов мира. Координация всего исследования осуществлялась Международным
координационным центром в Бостонском колледже (ISC – International Study Center,
Boston College, США).
В России данное исследование осуществлялось Центром оценки качества
образования Института содержания и методов обучения Российской академии
образования (ИСМО РАО) при активном участии Министерства образования и науки РФ,
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, а также органов
управления образованием регионов, участвовавших в исследовании
|