![]() |
||
Математика-1999
|
1999
|
Об исследовании
|
В апреле-мае 1999 г. Центр оценки качества образования Института общего среднего образования Российской Академии образования (Центр ОКО ИОСО РАО) совместно с Отделом математического образования ИОСО РАО провели изучение математической подготовки выпускников начальной школы России. Основная цель исследования - проверить овладение учащимися основными математическими знаниями и умениями по курсу начальной школы на уровне обязательной подготовки, необходимой для дальнейшего обучения. Дополнительной целью исследования являлось получение информации о влиянии на состояние подготовки учащихся некоторых факторов, характеризующих особенности процесса обучения (тип школы, тип класса, программа обучения, учебники и др.) В исследовании 1999 года приняли участие 2400 учащихся 3-х и 4-х выпускных классов из 110 общеобразовательных школ, расположенных в 37 регионах России. Проверка и оценка работ учащихся проводилась в Центре оценки качества образования РАО с помощью соответствующего программного обеспечения. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРОВЕРКИ Состав инструментария Для проведения проверки был использован инструментарий, отработанный в рамках ранее проведенных исследований 1992, 1993 и 1998 гг. Он содержит следующие материалы: ·
Подходы к составлению проверочной работы. Структура и содержание работы Согласно цели исследования было важно зафиксировать достижение уровня обязательной подготовки каждым учащимся, а не индивидуальные различия учащихся в более глубоком овладении учебным материалом. То есть по результатам проверки предполагалось распределить учащихся на две группы: достигли - не достигли уровня обязательной подготовки. Поставленная цель определила характер проверочных заданий, форму контроля и оценку выполнения работы. При этом учитывалась необходимость обеспечить полноту проверки и объективность оценки выполнения работ, принимался во внимание и возраст учащихся. Поэтому работа была составлена в форме теста, содержащего задания только с готовыми ответами, при выполнении которых от учащихся не требуется запись решения. Это позволило включить в работу для младших школьников гораздо больше заданий по сравнению с традиционными контрольными работами и тем самым обеспечить большую полноту проверки. Проверка достижения уровня обязательной подготовки проводилась с помощью заданий обязательного уровня. Они были составлены на материале, который включен в обязательный минимум содержания образовательной программы по математике для начальной школы, и отвечали требованиям к подготовке выпускников начальной школы. Это позволило обеспечить единые требования к учащимся, обучавшимся в различных классах и школах, по разным программам и учебникам. Структура и содержание теста Тест составлен в двух вариантах, различающихся по содержанию, но идентичных по сложности. На его выполнение отводится 1 урок. Каждый вариант содержит 28 заданий, распределенных на две части: основную и дополнительную. Основная часть включает 25 заданий обязательного уровня и ориентирована на проверку достижения учащимися уровня обязательной подготовки по курсу математики начальной школы. В дополнительную часть теста включены 3 более сложных задания, выполнение которых не влияет на оценку работы ученика. Эти задания рассчитаны на тех учащихся, которые быстро справятся с основной частью работы. Их главное назначение дать возможность учащимся проявить повышенный уровень обученности. Выполнение дополнительных заданий не учитывалось при выставлении оценки за выполнение основной части теста. К каждому заданию дано по 4 ответа, из которых только один правильный. Задание считалось выполненным верно, если ученик обвел кружком букву, которая соответствует правильному ответу. По своему содержанию задания теста подразделяются на следующие блоки: натуральные числа, арифметические действия с натуральными числами, текстовые задачи, числовые выражения, доли, величины, геометрические фигуры, измерение геометрических величин. Ниже приводится список умений, проверяемых заданиями каждого блока. 1. Натуральные числа:
2. Арифметические действия с натуральными числами:
3. Текстовые задачи:
4. Числовые выражения:
5. Доли:
6. Величины:
7. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин:
Работа в целом охватывает все основные вопросы программы начальной школы по математике. При этом выполнение обязательной части каждого из вариантов позволяет вынести обоснованное суждение о достижении выпускниками начальной школы уровня обязательной математической подготовки. Валидность теста обеспечена опорой на результаты многолетних исследований отдела математического образования по разработке обязательных результатов обучения и подтверждена в процессе отработки теста. Отработка заданий теста, рекомендаций по его проведению, критериев оценки его выполнения, обеспечивающих стандартизацию процедур проведения проверки и оценки результатов тестирования, проводилась в процессе экспериментальных ограниченных и массовых проверок в 1992-1993 гг. и 1998 г. |
|