Министерство просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт стратегии развития образования»
Центр оценки качества образования
Мониторинг качества общего среднего образования (2000)

Мониторинг качества образования является механизмом контроля и слежения за качеством образования и позволяет выявить тенденции в развитии системы образования, соотнесенные во времени, а также последствия принятых решений в области образования. Поэтому мониторинг становится частью государственной программы в области образования, в которую будут вовлечены все объекты системы образования страны, как на федеральном, так и на региональных уровнях. Частью мониторинга являются международные сравнительные исследования качества образования. Такая система позволяет оценить качество образования в стране, в отдельных ее регионах, а также сравнить его с другими странами мира.

По инициативе Института общего среднего образования РАО, Министерство образования РФ совместно с Российской академией образования начали работу по организации мониторинга качества общего среднего образования. Мониторинг будет проводиться с учетом состояния системы образования в России, ее традиций, а также современного уровня развития теории и практики педагогических измерений.

Целью мониторинга общего среднего образования является:

1. Получение регулярной информации о качестве общеобразовательной подготовки школьников России, завершающих обучение по программам начального, основного и среднего общего образования по предметам федерального компонента базисного учебного плана.

2. Выявление тенденций в изменении качества общеобразовательной подготовки школьников России по предметам федерального компонента базисного учебного плана.

3. Определение факторов, влияющих на качество общеобразовательной подготовки школьников.

В 1999-2000 учебном году проводился первый этап мониторинга качества общего среднего образования (совместный приказ Минобразования России и Российской академии образования от 10.02.2000 г. № 436/5). Его целью было получение данных о состоянии подготовки выпускников основной школы по русскому языку и математике на основе выборочного анализа экзаменационных работ.

Изучение знаний этой совокупности учащихся позволяет получить данные, характеризующие подготовку школьников на завершающем этапе обязательного школьного образования, которое должно соответствовать содержанию и требованиям, принятым на государственном уровне для общеобразовательных школ.

Для проведения исследования была составлена представительная выборка учащихся 9 классов, обучающихся в школах, расположенных в различных регионах России. Результаты, полученные на такой выборке, с достаточным основанием можно распространить на всю совокупность выпускников основной школы.

Из всех субъектов РФ было отобрано 45 регионов, в каждом регионе от 1 до 8 школ, всего 179 школ. Формирование выборки школ проводилось на основе вероятностно-пропорционального метода с учетом следующих характеристик: административного деления региона; особенности местности, где расположена школа; наполняемости школы (число учащихся обследуемой совокупности), типа школы (общеобразовательная, лицей и т.п.). Список школ, отобранных для мониторинга результатов экзаменов по русскому языку и математике, был направлен в регионы только после проведения экзаменов, проверки работ и выставления отметок за экзамены. В каждой школе выбирался класс со средним уровнем подготовки. Экзаменационные работы были направлены в Москву в Центр оценки качества образования ИОСО РАО. Всего было получено 4169 экзаменационных работ по математике и столько же работ по русскому языку.

Около трети полученных работ были перепроверены и проанализированы. Для этого использовалась методика, разработанная сотрудниками Лаборатории обучения русскому (родному) языку и Отдела математики ИОСО. В перепроверке и анализе экзаменационных работ приняли участие научные сотрудники института и опытные учителя школ г. Москвы и экспериментальных школ РАО. На основе данных по перепроверенным работам были получены статистические показатели, характеризующие результаты экзаменов.

Для выявления факторов, оказывающих влияние на результаты обучения, использовались анкеты для учителей математики и русского языка, разработанные в Центре оценки качества образования. Всего было проанализировано 179 анкет учителей математики и 178 анкет учителей русского языка. Результаты анализа данных анкет также представлены в соответствующих разделах отчета.

Дополнительно собиралась информация о годовых отметках учащихся, попавших в выборку мониторинга.

 


Об исследовании

Участники

Результаты

Материалы

Контакты

105062 г. Москва,
ул. Жуковского, д. 16.

+7 (495) 621-76-36

centeroko@mail.ru