Изучение качества чтения и понимания текста (2016) |
Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – это мониторинговое исследование, организованное Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Данное исследование сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в разных странах мира, а также выявляет различия в национальных системах образования. Исследование проводится циклично – один раз в пять лет. К настоящему времени проведено три цикла: в 2001, 2006 и 2011 годах.
Цель участия нашей страны в этом исследовании - получить ответы на ряд вопросов:
Насколько хорошо читают российские выпускники начальной школы по сравнению со своими сверстниками в других странах?
Какими уровнями читательской грамотности владеют российские школьники?
Произошли ли какие-либо изменения по сравнению с предыдущими циклами исследования?
Любят ли читать учащиеся четвертого класса?
Как семья способствует развитию грамотности?
Как на сегодняшний день организован процесс обучения чтению в школах нашей страны?
Имеет ли процесс обучения чтению в России особенности по сравнению с другими странами и, если да, в чем заключаются эти особенности? Отличаются ли методы обучения, которые используют наши учителя в начальной школе, от методов, используемых учителями в других странах?
В исследовании оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:
- чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;
- чтение с целью освоения и использования информации.
При чтении литературных и информационных (научно-популярных) текстов в исследовании оцениваются четыре группы читательских умений:
- нахождение информации, заданной в явном виде;
- формулирование выводов;
- интерпретация и обобщение информации;
- анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Для сбора информации о состоянии факторов, позволяющих интерпретировать результаты исследования, в инструментарий будут включены:
Анкета для учащегося;
Анкета для учителя;
Анкета для родителей;
Анкета для администрации школы.
В России в исследовании PIRLS-2016 приняли участие 4577 выпускников начальной школы из 206 образовательных организаций 42 регионов страны.
Данное исследование в России осуществлялось Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования при активном участии Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Федеральный институт оценки качества образования), органов управления образованием регионов, участвовующих в исследовании. Работа ведется в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
Об исследовании |
Участники |
Результаты |
Материалы |