Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2012 г.) |
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?». Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Исследование проводится трехлетними циклами, начиная с 2000 года.
В исследовании 2012 года основное внимание уделялось математической грамотности и выявлению тенденций развития математического образования в мире за последние годы.
Около 510 тысяч 15-летних учащихся из 65 стран мира приняли участие в исследовании.
Выборка российских учащихся 15-летнего возраста в 2012 году включала 5219 обучающихся из 227 образовательных учреждений 42 регионов России. В выборку вошли 15-летние учащиеся основной и средней школы (8,4% – 7-8 классы, 73,5% – 9 класс, 13,7% – 10-11 классы), а также учащиеся и студенты образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (4,3%).
В качестве дополнительной части в исследовании PISA-2012 проводилось компьютерное тестирование учащихся с использованием нового типа интерактивных задач по математической и читательской грамотности, а также по решению комплексных проблем. Новым направлением стало изучение финансовой грамотности 15-летних учащихся.
Данное исследование в России осуществлялось Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования при активном участии Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, органов управления образованием регионов, участвовавших в исследовании. Работа проводилась в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
Результаты исследования PISA в 2012 году дают ответы на следующие вопросы:
Изменилось ли состояние российского образования с позиций международных стандартов, основанных на компетентностном подходе?
В каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентоспособности выпускников российских школ?
Об исследовании |
Участники |
Результаты |
Материалы |