 |
Второе сравнительное
исследование применения информационных и коммуникационных технологий
в образовании
|
Разумеется, исследование было рассчитано прежде всего на те страны, в которых применение ИКТ в обучении не ограничивается наличием информатики в учебном плане. Понятно также, что результаты этого исследования будут востребованы там, где стало нормой оценивание эффективности работы образовательной системы. В России такой практики пока что не существует.
-
Практически все страны участницы данного исследования имеют четко обозначенную политику в области использования ИКТ в образовании. Исследование еще раз показало реальное отсутствие такой политики в России: школы до сих пор фактически руководствуются известным постановлением Политбюро 1984 года, основным лозунгом которого было "программирование - вторая грамотность". Этим объясняются многие факты, выявленные в ходе исследования: практическое отсутствие в российских школах программного обеспечения по целому ряду школьных предметов, слабое внимание к подготовке и переподготовке учителей в области ИКТ, слабая инфраструктура.
-
Не стоит повторять, что упадок экономики катастрофически сказывается на системе образования, однако тот факт, что Россия - единственная страна мира, в которой количество компьютеров в школах сокращается, просто приводит в уныние.
-
Еще больше настораживает то, что 68% российских школ (из числа имеющих компьютеры) даже не планируют подключение к Интернет в обозримом будущем.
-
Даже те школы, которые обладают современной техникой, мало используют ее для административных нужд. В частности, директора российских школ используют компьютер (в тех школах, где они есть) на порядок реже, чем их зарубежные коллеги.
-
Обнадеживает лишь то, что и директора школ и технические специалисты (учителя информатики) российских школ сохраняют высокий уровень энтузиазма по отношению к применению ИКТ в образовании.
-
В ходе исследования не было выявлено серьезного влияния ИКТ на реализацию целей или методик, относящихся к той или другой образовательной парадигме. В частности не обнаружено статистически значимой связи между тем, сколько лет в школе используются компьютеры и ориентацией школы на какую-либо образовательную парадигму. Существует лишь очень слабая зависимость между отношением учащиеся/компьютеры и показателями, отвечающими за ориентацию школы в сторону той или иной образовательной парадигмы: чем меньше значение этого отношения (т.е. чем лучше этот показатель), тем больше школа ориентирована на новую образовательную парадигму. Интересно, что в Японии не более 35% директоров школ считают, что технология влияет на реализацию какой либо парадигмы образования.
|